Одна из главных проблем авиации — углеродный след. В целом это совокупность всех парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу в результате человеческой деятельности. В авиации он образуется за счет выбросов углекислого газа, происходящих во время сжигания самолетом топлива. Это опасно тем, что влияет на состояние атмосферы и приводит к изменению климата и, соответственно, экосистемы всей планеты. По мере технологического развития масштабы выбросов парниковых газов растут, и на современном этапе ситуация складывается так, что живые организмы в том числе человек — попросту не успевают адаптироваться к климатическим изменениям, что ведет к угрозе вымирания.

Отсюда возникает необходимость принять все возможные меры по снижению углеродного следа, постараться создать более экологичные технологии. Ученые из РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина представили инновационное решение этой проблемы: производить топливо из лигноцеллюлозного сырья — растительных отходов из пищевого и сельскохозяйственного сектора.

Процесс производства такого топлива включает три основных шага. Первый — преобразование лигноцеллюлозного сырья в жидкую бионефть. Второй шаг — из бионефти путем коксования удаляется бóльшая часть оставшегося кислорода, в результате чего получается дизельная газойлевая фракция (смесь углеводородов, выкипающая при температуре от 220 до 300 °С). Наконец, полученная фракция проходит гидрокрекинг — переработку под воздействием водорода, которая делает смесь более легкой и превращает ее в готовое к использованию топливо.

Пока использование альтернативного сырья в стопроцентной концентрации еще не допущено, синтетические компоненты чаще используются в качестве примеси, поэтому о полном переходе на биотопливо говорить еще рано. По словам заведующего кафедрой технологии переработки нефти Губкинского университета Владимира Капустина, биотопливо должно полностью соответствовать критериям безопасности.

«Биотоплива не должны быть лучше традиционных — они должны быть такими же. Главная задача — сделать их полностью идентичными нефтяным аналогам, чтобы они соответствовали существующим стандартам и были максимально приближены по составу к уже применяемым авиационным топливам. Только тогда их можно будет безопасно использовать», — отметил Владимир Капустин.

Тем не менее ученые уже сделали важный шаг. Главный результат исследования — это появление еще одного рабочего варианта топлива будущего.

«Производители авиационной техники уже согласовали план: к 2030 г. они обеспечат полную совместимость воздушных судов со стопроцентно устойчивым авиатопливом. Это первый вектор работы. Второй — это разработка стандарта и формирование общего понимания, каким должен быть этот 100% устойчивый керосин», — рассказал Владимир Капустин.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ

Фото на превью: onlyyouqj / фотобанк Freepik