Биолог Химадри Гупта (Himadri Gupta) и его коллеги из Лондонского университета королевы Марии (Великобритания) установили механизм, который позволяет морским огурцам быстро менять форму своего тела. Это открытие может найти полезное применение, в том числе для медицины, косметологии, тканевой инженерии и робототехники. О результатах исследования рассказывает пресс-релиз Лондонского университета королевы Марии.

Большинство живых существ (в том числе и человек) имеет в составе своего скелета коллаген. Но одна группа морских беспозвоночных — иглокожие, включающая в себя таких представителей как морские звезды и морские огурцы, развила коллагеновые ткани с уникальным свойством: они могут быстро менять свою жесткость. Этот тип коллагена биологи называют изменчивой коллагеновой тканью. Это свойство контролируется нервной системой и оказывает полезным, например, когда животные должны «превратиться в желе», избежать хищников. Тем не менее, биологические механизмы, позволяющие морскому огурцу изменять свою жесткость, не были до сих пор изучены.

Как оказалось, эта способность связана с изменением жесткости межфибриллярной матрицы, насыщенной коллагеном.

По словам профессора Мориса Элфика (Maurice Elphick), одного из авторов исследования, морские огурцы демонстрируют удивительную гибкость, но это связано не с изменениями в самом коллагене, но в межфебриллярном каркасе, который соединяет клетки.

Ученые отмечают, что коллаген и другие коллаген-подобные биологические вещества, как правило, используются живыми организмами для защиты клеточных мембран, а также внешнего скелета, но они не способны быстро изменять его физические свойства.

Исследователи в будущей работе надеются сузить область поиска и выделить молекулы, которые приводят к этим свойствам стенки тела морского огурца. Это знание, в свою очередь, может помочь в понимании того, как применять эти исследования в медицине и косметологии.

Читайте также на портале Научная Россия об удивительной способности другого вида иглокожих — морских звезд — буквально выдавливать из себя инородные объекты.