Учёные МГУ совместно с коллегами из Эдинбургского университета открыли сложное строение древнего скелетного организма, найденного во время совместной экспедиции в Намибии. Выяснилось, что найденное животное – намакалатус – оказалось самым сложным из эдиакарского периода и могло представлять исходную группу для брахиопод и мшанок. Открытие описано в журнале Science Advances.

Плита, когда-то бывшая участком илистого морского дна с ожелезненными остатками намакалатусов, 547 млн лет, Намибия.

Андрей Журавлев/МГУ

В морях эдиакарского периода, начиная примерно с 565 млн лет назад обитало немало крупных многоклеточных животных. На территории России эти организмы особенно обильны и разнообразны на Зимнем берегу Белого моря, на Среднем Урале и в Якутии. Несмотря на непростое строение и признаки замысловатого поведения (они видны по следам жизнедеятельности), доказать принадлежность кого-то из них к конкретным типам животных оказалось непросто.

Намакалатус (Namacalathus hermanastes), существовавший 550–540 млн лет назад, был описан в начале этого тысячелетия и является одним из немногих эдиакарских организмов с известковым скелетом. Скелет выглядит как восьмигранник до 4 см в диаметре на полом стебельке с большими отверстиями посреди каждой грани (нижнее из них ведет в полость стебелька). Из-за необычности строения намакалатуса сравнивали и с раковинными амебами (фораминиферами), и с губками, и с кораллоподобными животными. Однако несколько лет назад та же группа палеонтологов и биогеохимиков обнаружила, что скелет имеет очень сложную микроструктуру – как у брахиопод и мшанок. Кроме того, некоторые популяции намакалатуса размножались бесполым путем – почковались. Причем почки, развивавшиеся в новые особи, всегда образовывались попарно и располагались симметрично (такое тоже встречается в колониях некоторых мшанок).

«Новые экземпляры намакалатуса (около 70 штук) сохранили остатки мягких тканей благодаря пиритизации; сам пирит окислился до оксигидроксидов железа, поэтому остатки животного выглядят покрытыми ржавчиной, но характерная для этого сульфида железа форма кристаллов и их агрегатов не изменилась», – рассказал Андрей Журавлев, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ.

Сочетание методов компьютерной микротомографии и сканирующей электронной микроскопии с использованием ориентированных сериальных срезов остатков организма выявило избирательность пиритизации по мягким тканям (скелет сохранился как кальцит, хотя и перекристаллизовался). Реконструкция мягкого тела указывает на наличие у намакалатуса петлевидного кишечника, связанного сократительной мышцей с внутренней поверхностью скелета; каналов с чувствительными клетками, пронизывающих шипы на поверхности его скелета; нескольких лопастей со щупальцами и тонкой органической выстилки поверхности скелета.

«На данный момент намакалатус оказался самым сложным животным эдиакарского периода и мог представлять исходную группу для таких животных, как брахиоподы и мшанки», – добавил Андрей Журавлев.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ