Реконструкция позднепермского озёрного сообщества Тунгусского бассейна Сибири.

Андрей Атучин

Учёные МГУ в составе международного коллектива исследователей обнаружили, что значительную часть биомассы в пресных озёрах Сибири позднепермских и раннетриасовых времён составляли микроконхи. Работа опубликована в Geological Magazine Cambridge University Press. Коллекции древних ископаемых организмов были собраны сотрудниками Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН) в Сибири и Приуралье.

Микроконхи жили в небольших (0,5–2,5 мм) спирально-свёрнутых известковых трубчатых раковинках, поэтому их часто принимали за кольчатых червей или микромоллюсков. Однако микроструктура раковины микроконхов такая же, как у брахиопод и мшанок, представляющих совсем другой тип животных. Эти мелкие фильтраторы прикреплялись к любым твёрдым поверхностям – погруженным органам растений, панцирям рачков и мечехвостов, раковинам двустворок, плотно обрастая всё свободное пространство, включая трубочки своих родственников.

«Пресноводное сообщество, которое, кроме микроконхов, включало небольших древних земноводных, рыб (родственных современным панцирным щукам), разнообразных рачков, двустворок, улиток и водных насекомых, существовало в глубине сибирской суши», – рассказал Дмитрий Щербаков, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории артропод ПИН РАН.

Поселение микроконхов на панцире конхострака, верхнепермские отложения, р. Нижняя Тунгуска, Красноярский край.

Дмитрий Щербаков

Расцвет этого сообщества пришёлся на то время, когда в этой части единого материка Пангеи началось извержение трапповых вулканов, вызвавшее крупнейшее вымирание животных за всю историю Земли (252–251 млн лет назад). Вероятно, постоянные изменения площади пресных водоёмов и поступление в них огромной массы биогенных элементов, выделявшихся вместе с вулканическими растворами и пеплами, вызвали стремительное развитие этого эфемерного сообщества подобно тому, как сегодня быстро меняются озёрные сообщества Восточно-Африканской рифтовой системы.

Микроконхи, в отличие от многих животных, не только благополучно пережили пермско-триасовый кризис, но и буквально заполонили все мелководные водоёмы планеты, включая бореальные и тропические моря, где даже образовывали небольшие рифы. «Вероятно, эти хрупкие организмы воспользовались почти полным отсутствием хищников и конкурентов за жизненное пространство», – предполагает Андрей Журавлев, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ.

В исследовании принимали участие сотрудники биологического факультета МГУ, Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН) и Тартуского университета.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ