Сегодня, 4 марта, прошла онлайн-пресс-конференция, посвященная суперкомпьютерам. Запись трансляции доступна на сайте ТАСС и на портале Научная Россия. На вопросы журналистов ответили: президент РАН Александр Михайлович Сергеев, академики РАН Борис Николаевич Четверушкин и  Игорь Анатольевич Каляев.

Ранее по этой теме было заседание президиума Российской академии наук, на котором академик РАН Борис Николаевич Четверушкин выступил с докладом о высокопроизводительных вычислениях, предсказательном моделировании и современных технологиях.

Внимательные слушатели, вероятно, заметили тот факт, что суперкомпьютеры рассматриваются академиками как элемент соревнований: чей суперкомпьютер мощнее. В сегодняшнем выступлении Борис Четверушкин пояснил, что это не просто «прихоть» - чем мощнее суперкомпьютер, тем большее количество задач он сможет решить, даже тех, о наличии которых, человек ещё не догадывается.

Так, на пресс-конференции он отметил, что в конце 60-х была машина мощностью в 1 мегафлоп, сейчас доступны машины мощностями в терафлоп, петафлоп, машины, мощные более, чем в миллион раз, и всё равно их не хватает…Чем мощнее суперкомпьютер, тем более высокая вероятность смоделировать ситуацию, наиболее приближенную к реальности: «Мы, конечно, не должны полностью отказаться от настоящего эксперимента, но это сокращает в 2- 2,5 раза сроки введения техники в эксплуатацию, соответственно, удешевляется производство, увеличивается прогресс», - говорит академик Четверушкин.

«Очень трудно указать те отрасли хозяйства, исследований, где суперкомпьютерные технологии не дали бы положительного эффекта. Поэтому во всём мире наблюдается эта гонка. Она не случайная, это не борьба «у кого пирамида Хеопса выше», хотя  соревновательные элементы в том, какое место занимать в списке «Топ 500» есть, не будем этого отрицать. Но самое главное в том, что это даёт большой экономический и социальный эффект».

Так, вычислительные системы можно использовать не только для решения каких-либо фундаментальных математических, физических задач, но и прикладных, когда каждый из этого получает пользу, так, например, самая мощная вычислительная система Фугаку (в Японии), используется в борьбе с пандемией, помогая просчитать наилучшие стратегии, чтобы инфекция не распространялась среди населения. А математические расчёты в нутрициологии не только помогут специалистам составить наиболее рациональное питание, но и сформулирует запрос для промышленности и сельского хозяйства, следовательно, они тоже будут процветать.

«Есть Высшая экспертная организация по науке в стране – РАН. Она говорит, что надо делать суперкомпьютеры. Давайте послушаем Академию наук», - призывает академик.

Во время пресс-конференции академики единогласно сошлись в том, что для того, чтобы России достойно вступить в гонку вычислений, необходимо обладать несколькими суперкомпьютерами, которые будут располагаться в разных регионах страны, у которых будут различные задачи, со временем, эти мощности можно было бы наращивать. Академик Четверушкин прокомментировал: «Ясно, что если мы сейчас поставим, порядка 10 вычислительных центров в 25-30 петафлоп, через какое-то время, как говорится «аппетит приходит во время еды», промышленность увидит возможности и будет требовать ещё более производительных вычислений. Мы будем выходить на уровень 100-150 петафлоп».

Но чтобы это было реализуемо, необходимо решить очень важный вопрос – финансирование функционирования этих вычислительных машин: «Они потребляют очень много электроэнергии, например, Фугаку (мощнейший суперкомпьютер), требует 29 мегаватт. С учётом того, что она на графических платах, которые экономны с точки зрения электричества», но несмотря на это, главное, по мнению академика то, что уже сейчас необходимо ставить вычислительные системы.

«Надо начинать ставить вычислительные системы. И именно там, где их могут использовать», - говорит академик Четверушкин.