Официально:

Луи Пастер. 27 декабря 1822 – 28 сентября 1895. Французский микробиолог и химик, член Французской академии. Один из основоположников микробиологии и иммунологии. Придумал пастеризацию, лечил пиво и вино. Спасает от бешенства.

«Париж, улица Ульм. Тому, кто совершает чудеса». Парижские почтальоны не колебались ни секунды, и письмо чудеснику доставили. Мага звали Луи Пастер.

Хронология научной биографии великого французского ученого выбита в камне. На мемориальной доске, установленной на здании Эколь Нормаль так прямо и написано:

«Здесь была лаборатория Пастера.

1857 год. Брожение.

1860 год. Самопроизвольное зарождение.

1863 год. Болезни шелковичных червей.

1865 год. Болезни вина и пива.

1881 год. Зараза и вакцина.

1885 год. Предохранение от бешенства»

1. По-правильному фамилия учёного произносится Пастёр. Отец Луи, Жан Пастёр был ветераном Наполеоновских войн, но это не принесло большого достатка кожевеннику из небольшого городка Доль департамента Юра.

2. В детстве Пастер учился не слишком хорошо – куда больше его интересовали рыбалка и рисование. Луи особенно удавались портреты: родни, друзей, соседей. Портреты, написанные Пастером в возрасте 15 лет, теперь  можно увидеть в музее Института Пастера в Париже.

3. В колледже в Арбуа Пастер пристрастился к чтению, в колледже в Безансоне получил степень бакалавра искусства, а потом – не без труда! – бакалавра наук. Забавно, что оценка по химии была посредственной.

4. Мимо назначения все же проскочить не удалось. По окончании Высшей нормальной школы Луи Пастер стал профессором  химии в Страсбургском университете.

5. Первые научные работы Пастера, посвященные изучению оптической асимметрии молекул, легли в основу стереохимии.

6. В Страсбурге Пастер познакомился с Мари Лоран, дочерью ректора университета. В браке с ней родились пятеро детей, но брюшной тиф унес троих в детском возрасте.  Именно личные трагедии побудили ученого к поиску причин болезней и лекарств от них.

7. Луи Пастер начинал, как химик, но быстро увлекся тем, что позже назовут микробиологией. До Пастера этой науки не существовало.

8. Первым делом Пастер доказал, что процесс брожения не имеет чисто химической природы, как предполагалось раньше, а возможен только в присутствии особых микроорганизмов.

9. Потом он взялся изучать возможность самозарождения микроорганизмов опытным путем. Он простерилизовал питательную среду и поместил ее в открытый сосуд с длинным и загнутым вниз горлышком. Сосуд долго стоял на воздухе но ничего в нем не зародилось – бактерии оседали на изгибах. Потом он отломил это горлышко, и на среде выросла колония микроорганизмов. Пастеру дали премию Парижской академии, а вопрос о самозарождении закрыли раз и навсегда.

10. Одному виноторговцу из Лилля надоело то, что каждый год значительная часть его вин портится, и он несет убытки. Он обратился за помощью к Пастеру, и на выходе мир получил пастеризацию – нагрев до 60-70 градусов, чтобы микробы погибли.

11. После поражения французов во франко-прусской войне Луи Пастер заявил, что отомстит Германии ее же оружием. Он сдержал обещание и создал пастеризованное пиво, которое так и назвал: пиво национального реванша.

12. Все эти важные и полезные работы были только прелюдией к главным научным достижениям Пастера – спасению планеты он инфекционных заболеваний. Он не просто доказал микробную природу заразных болезней, он не только открыл возбудителей многих болезней. Пастер научил людей спасаться: он нашел единый метод борьбы с любой заразой – вакцинацию ослабленными бактериями.

13. Спаситель человечества сам был очень болен: в возрасте 45 лет у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Но и больной Пастер продолжал работать, более того, он совершил после этого самые значительные открытия. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена.

14. В 1881 году Пастер провел эффектный опыт с овечками, и наглядно показал, что можно победить сибирскую язву.

15. В 1885 году справился и с бешенством. Успех был так велик, что пастеровские станции стали открывать по всему миру – самую первую открыл в Одессе Илья Ильич Мечников.

16. Люди всего мира щедро отблагодарили Пастера за избавление от страха – они собрали два с половиной миллиона франков на строительство и оснащение Пастеровского института.

17. На открытии Института Пастер был так взволнован, что не мог говорить. Подготовленную речь сказал сын. «Верить, что ты установил важный научный факт, гореть желанием рассказать о нем и в течение дней, недель, месяцев, а иногда и лет бороться с самим собой, стараться самому опровергнуть свои собственные опыты и наконец поведать о своем открытии только после того, как исчерпаны все возможные возражения. Это трудная задача».

18. Сам Пастер справился с этой задачей и прочно вошел в список самых великих французов, в проекте подобном нашему «Имя Россия», Луи Пастера поставили на второе место – сразу после де Голля.