Интервью на портале «Научная Россия»

География и географическое образование в XXI веке

С 4 по 6 июня в Москве состоится конференция Международного географического союза «Практическая география и вызовы XXI века», приуроченная к 100-летию Института географии РАН.
Л.А. Царёва, директор центра географии и картографии корпорации «Российский учебник»

С 4 по 6 июня состоится конференция Международного географического союза «Практическая география и вызовы XXI века», приуроченная к 100-летию Института географии РАН. На ней прозвучат доклады не только российских ученых, но и мировых экспертов в области географии и географического образования. Одним из организаторов выступает корпорация «Российский учебник».

О географическом образовании и предстоящей конференции мы побеседовали с директором центра географии и картографии корпорации «Российский учебник» Лорой Александровной Царёвой.

  • Давайте начнем с вопросов школьного географического образования. Можете ли Вы выделить наиболее успешные учебники по географии на сегодняшний день?

Учебников много, они отличаются по оформлению, содержанию, методическим подходам. В нашем издательстве четыре учебно-методических комплекса (УМК) по географии, все они разные. Два УМК для основной школы («Классическая линия» и «Роза ветров») достаточно успешные, востребованы учителями географии. В этом году у нас выходит новая линия учебников, которая прошла экспертизу Русского географического общества, и в новом учебном году начнется ее апробация в школах. Надеемся, она понравится педагогам и будет востребована в школах.

  • Существует ли какое-то взаимодействие между создателями учебников и учеными?

Вы знаете, очень хотелось бы, чтобы этот процесс был непрерывным. Нельзя создавать учебники в отрыве, с одной стороны, от педагогической общественности, а с другой - от научной. Кроме того, учебник не должен быть статичным: необходимо постоянно обновлять содержание в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и науке. В нашей корпорации такая работа ведется постоянно.

  • Как вы оцениваете современное географическое образование в школе?

К сожалению, у нас географическому образованию сейчас уделяется не очень большое внимание по сравнению с другими странами мира. Это сказывается и на школьном, и на высшем географическом образовании.

На самом деле география – это наука, которая нужна почти во всех сферах жизни и деятельности человека.  География учит мыслить многогранно и разнообразно. Поэтому мы позитивно восприняли ту активность, которая проявилась в отношении обсуждения концепции географического образования, проекта стандарта. Мы и сами принимали активное участие в этом обсуждении. Хочется, чтобы география заняла достойное место не только в образовании, но и в жизни каждого россиянина.

  • Можете ли Вы выделить какие-то образовательные технологии, которые сейчас важно использовать в школе, особенно в плане преподавания географии?

Важно отметить, что образовательные технологии, которые все чаще использует учитель на уроке, ориентированы на вовлечение ученика в процесс учебной деятельности (самостоятельной или совместной). Познание мира через «делание» или действие является наиболее важным для современного образования. Ребенок учится во взаимодействии не только с учителем, но и с одноклассниками (дискуссии, диспуты, круглые столы, презентации), с родителями (ролевые игры, моделирование и конструирование), с «объектами изучения» (наблюдение, исследование, экспериментирование и прогнозирование). Особо следует отметить важность комплексного подхода в реализации практико-ориентированной составляющей образовательного процесса.

Прежде всего, это проектная деятельность учащихся, позволяющая развивать индивидуальные творческие способности каждого школьника, учить осознанно подходить к профессиональному самоопределению.

Это и исследовательская деятельность школьников, благодаря которой ребята учатся самостоятельно пополнять свои знания, изучать проблему и находить пути ее решения. Это очень важно не только для формирования мировоззрения подрастающего поколения, но и для определения индивидуальной траектории обучаемого.

И несомненно, информационно-коммуникационная технология. В современном обществе учитель не является основным носителем информации, знаний. Он все больше является проводником в мире информации. Важно научить современного школьника находить необходимую информацию, пользоваться ею, выбирать главное в ней для принятия решения, работать со всеми видами информации.

  • В целом можно ли сказать, что в мире есть тенденция к повышению интереса к географии?

Должна заметить, что в передовых странах мира, да и в нашей стране, всегда понимали важность географии. Подтверждение тому - 100-летие Института географии РАН. Интерес к географии в мире всегда был достаточно высокий. Об этом свидетельствует проведение международных географических конгрессов и съездов. Да и на конференцию в Москву приедут представители около 40 стран мира.

  • Могли бы Вы определить прикладные функции географии? Почему ученик в школе должен понимать, что география ему необходима?

Это, прежде всего, полученные знания и умения, направленные на решение конкретных социально-экономических проблем. Проблема школы в недостатке практики, как я уже сказала. Когда мы учились, у нас были метеоплощадки, мы ходили на экскурсии – непосредственно соприкасались с объектами и явлениями, которые изучает география. Ученик в школе должен научиться использовать полученные географические знания для жизни в конкретных условиях своего населенного пункта. Очень важно уметь видеть и понимать, что вокруг тебя происходит.

  • Наука и школа – как они взаимодействуют?

Внесение изменений в учебник – это достаточно долгий и кропотливый процесс. В корпорации «Российский учебник» мы регулярно проводим вебинары с участием ученых-географов, которые рассказывают учителям и школьникам о современных достижениях географической науки.

Кроме того, в регионах мы проводим семинары, выездные конференции, к участию в которых обязательно приглашаются ведущие представители географической и педагогической наук.

В настоящее время мы уделяем большое внимание сотрудничеству с учеными Института географии РАН.

Безусловно, мы стараемся найти новые конструктивные формы взаимодействия между школой и ученым сообществом, но это не всегда быстро и просто.

  • Какие Вы видите цели перед российским географическим образованием?

В первую очередь сделать так, чтобы география была не просто доступна и интересна, а стала потребностью каждого из нас. Получение знаний должно быть не «для школы» (или оценки), а «для себя».

Вторая цель - возрождение статуса географии в школе и образовании в целом. Объем изучаемого материала по географии постоянно увеличивается, а количества учебных часов не хватает.

Необходимо принятие официального документа, в котором был бы определен перечень ключевых знаний, которыми каждый ребенок должен овладеть за годы обучения в школе.

И третья цель - дать школе больше свободы: дети должны учиться не только в классе, но и в ходе практической деятельности изучать окружающий их мир.

  • Такие проблемы современности, как глобальное потепление, таяние ледников, уже объясняются учащимся в каком-то виде?

Пока только в одном разделе в теме «Глобальные проблемы человечества».

На предстоящей конференции большое внимание будет уделяться вопросам изменения климата. Для нас очень важно, что вопросам образования будет посвящен целый день в работе конференции. На мой взгляд, это очень большой шаг вперед по сближению науки и школы, потому что существовать по отдельности уже, видимо, трудно.

  • Переходя к конференции, которая состоится в июне, - можете ли Вы рассказать, что наиболее значимо в этом событии для корпорации «Российский учебник» и вообще для науки?

В работе конференции примет участие Президент Международного географического союза Химияма Юкио, он выступит с докладом, посвященным проблемам географического образования. Это очень важно для нас, потому что российское географическое образование не может быть оторвано от общемировых тенденций. Надеюсь, что нам всем: издателям, учителям, методистам - конференция поможет по-новому взглянуть в будущее.

Кроме того, мы благодарны организаторам за то, что они посвятили целый день 6 июня географическому образованию. В работе сессии «Инновационный потенциал географического образования» примут участие представители России, Германии, Монголии, Китая, Хорватии. Они расскажут о том, в каких направлениях развивается географическое образование в их странах. Учителя и методисты, которых мы приглашаем, смогут не просто послушать доклады, но и поделиться своим опытом, мнениями и идеями. На сессии также выступят российские ученые - авторы УМК корпорации «Российский учебник»: А. В. Матвеев (к.п.н., декан естественно-географического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского), О. В. Крылова (педагог, автор книг и учебников), О. А. Хлебосолова (д.п.н., профессор кафедры экологии и природопользования Российского государственного геологоразведочного университета им. С.Орджоникидзе), которые расскажут о направлениях развития отечественного образования. Кроме того, на конференции пройдет постерная сессия, на которой будут представлены разработки и достижения отечественных учителей и ученых в области преподавания географии.

  • А как могут учителя из регионов принять участие в работе конференции?

Мы пригласили методистов и учителей принять участие в работе сессии. Приедут все, кто захотел, откликнулся. Хочу отметить, что это мероприятие оплачивают сами учителя из своего бюджета. Мы ожидаем более 50 педагогов из 21 субъекта Российской Федерации.

Пригласили (и они приедут) методистов и авторов учебников и пособий, методических материалов, с которыми мы работаем. Многие из них примут участие во всех днях работы конференции. Это важно, чтобы понять, какую содержательную часть наших учебников необходимо обновлять, дорабатывать.

Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы завязались теплые отношения между нашей корпорацией и учеными, педагогами из других стран, которые позволят нам вырабатывать общие подходы, обмениваться опытом.

  • Какие еще крупные личности в мире географии приедут на конференцию?

Christiane Meyer – профессор Ганноверского университета (Германия); Batchuluun Yembuu – профессор Улан-Баторского национального университета образования (Монголия); Yushan Duan – профессор Шанхайского университета (Китай). О месте географии в обществе и о перспективах ее развития расскажет ассистент-профессор университета Задара (Хорватия) Pejdo Ana.

  • Учителя, которые приедут, смогут сразу начать использовать полученные знания в школах?

На это и рассчитываем. Знаем по опыту, что выступающие всегда делятся своими практическими наработками. Поэтому очень надеемся, что российским учителям это будет полезно и они смогут использовать их в своей работе.

Желаем успехов всем участникам конференции, плодотворного обмена опытом и решения поставленных задач!

 

ФОТО: Пресс-служба корпорации "Российский учебник"

географическое образование география институт географии ран корпорация "российский учебник" лора александровна царёва

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий