В 1831 г. Виктор Гюго закончил роман «Собор Парижской Богоматери»

«Он купил бутылку чернил и серую фуфайку, запер выходной костюм в шкаф… и вошел в свой роман, как в тюрьму. Ему было очень грустно».  Так о себе, как о постороннем, написал автор романа «Собор Парижской Богоматери» – Виктор Гюго. И как не грустить, если получены уже две отсрочки от издателя и на третью нет никакой надежды?  А вокруг бушует революция 1830-го, и все отвлекает от «Собора». Но железная рука неустойки загнала-таки писателя за стол. 15 января 1831 года на бумагу стекла последняя капля чернил из бутылки: бутылка кончилась на последней строчке романа. Гюго вздрогнул от совпадения и подумал было назвать роман «Что содержится в бутылке чернил». Но не решился изменить первоначальному замыслу. И, видно, правильно сделал. Двухголовый сфинкс, дремлющий посреди города, как образно описал Нотр Дам де Пари Гюго, очнулся. Публика живо заинтересовалась не только романом, но и шедевром архитектуры, вынесенным в название, потом другими «каменными Библиями». Случилось редкое: литература подхлестнула науку, во Франции создали комитет по изучению памятников, а Собор Парижской Богоматери начали реставрировать.