0 комментариев 1022

Звезда, подарившая жизнь

3 мая во всем мире отмечают Международный день Солнца

«Солнце — потрясающе и великолепно. Оно представляет собой лучшую физическую лабораторию в нашей Солнечной системе»
Сабрина Саваж, сотрудница проекта «Хинодэ» в NASA
.

Сегодня, 3 мая, во всем мире отмечают Международный день Солнца. Этот праздник в 1994 году был учрежден европейским отделением Международного общества солнечной энергии (МОСЭ). Цель такого праздника — привлечь внимание общественности к возможностям использования возобновляемых источников энергии и напомнить нам о том, что без Солнца жизни на Земле просто не было бы.

Солнце — ближайшая к нам звезда, формирующая нашу атмосферу и дающая свет и тепло, столь необходимые для поддержания жизни. Такое приветливое издалека, Солнце представляет собой раскаленный шар кипящего газа, внутри которого могли бы поместиться миллионы планет вроде нашей. Температура в ядре звезды может достигать 15-16 млн. градусов Цельсия. В ядре Солнца водород превращается в гелий, высвобождая энергию.

Наше светило появилось около 4 млрд. лет назад. Тогда в галактике Млечный путь одно гигантское облако газа и пыли, под действием собственной гравитации, постепенно сближалось. Объект уплотнялся и нагревался, в его центре начали зарождаться ядерные реакции. Из остатков звездного вещества сформировались планеты нашей Солнечной системы. В свои "молодые годы" Солнце было активнее и опаснее. Сейчас мы наблюдаем звезду в ее среднем возрасте, когда процессы в ней стали проходить гораздо спокойнее. По оценкам ученых, вся жизнь Солнца может составить примерно 12 млрд. лет. С возрастом яркость светила будет увеличиваться, а жизнь на Земле — становиться всё менее комфортной. Планета Венера  — это возможный сценарий будущего Земли: невыносимая жара, парниковый эффект, выкипание океанов.

Венера — это планета, которая по многим параметрам похожа на Землю, но с "адским" климатом: давление 100 атмосфер на поверхности и температура 500 градусов Цельсия, разогретая парниковым эффектом в углекислотной атмосфере. Ученым Венера интересна с точки зрения изменения климата на Земле, которое наблюдается в настоящее время, говорит ведущий научный сотрудник ИКИ РАН, заведующая лабораторией планетной спектроскопии Людмила Засова.

Сейчас мы живем в наиболее комфортной среде: на оптимальном расстоянии от Солнца и в его лучшие "годы" зрелости. Конечно, так будет не всегда, ведь рано или поздно топливо нашей звезды иссякнет.

Аспирант Института астрономии РАН, координатор AsteroidDay по России Екатерина Ефремова  рассказала о том, как умирают звезды, такие, как наше Солнце, когда они израсходовали свое основное топливо — водород.

«Наше Солнце будет жечь водород еще около 4 млрд лет, затем перейдет на гелий. В этот момент оно изменится, превратившись из желтого карлика в красного гиганта. Став красным гигантом, Солнце раздуется и дойдет до орбиты Земли, а возможно и Марса. Гораздо позже, когда гелий закончится, в Солнце начнет появляться железо, это и будет концом нашей звезды, потому что синтез железа не выдает столько энергии, сколько необходимо, чтобы противостоять гравитационному сжатию».

В далеком будущем Солнце в роли красного гиганта поглотит Меркурий, Венеру, а вот относительно будущего Земли и Марса пока остаются вопросы. Некоторые планеты могут пережить стадии красного гиганта своих звезд, и у Земли есть шансы оказаться одной из таких планет. Такие случаи уже были в истории Вселенной, например, одной из похожих планет за пределами Солнечной системы удалось пережить смерть своей родной звезды под названием V391 Пегаса. Планета, занимавшая в своей системе место Земли, избежала поглощения, удачно сместившись на более удаленную орбиту, благодаря тому, что умирающая звезда потеряла часть массы и гравитация стала слабее.

всемирный день солнца ики ран институт астрономии ран