Меган Брикли (Megan Brickley), антрополог из Университета МакМастера, и ее канадские и французские коллеги обнаружили, что история отношений человечества с солнцем хранится буквально внутри наших зубов в течение сотен тысяч лет. Ученые предложили новый метод извлечения этой информации, которая поможет искать ответы на основные вопросы эволюции и миграции. Свои результаты авторы изложили в статье, опубликованной в журнале Current Anthropology.

В 2016 году исследователи впервые установили, что дентин — материал, который составляет основную часть зуба — сохраняет информацию о дефиците витамина D или рахите. В периоды серьезного дефицита новые слои дентина не могут минерализоваться, оставляя микроскопические следы в зубе, которые ученые могут читать как кольца дерева.

Эти маркеры могут рассказать историю адаптации человека, поскольку ранний человек переместился из экваториальной Африки в районы с более низким уровнем освещением, что может объяснить изменения в пигментации кожи, предназначенные помочь усваивать больше солнечного света, и как жизнь в помещениях незаметно подрывало здоровье.

«Это захватывающе, потому что теперь у нас есть проверенный ресурс, который может дать окончательные ответы на фундаментальные вопросы о ранних передвижениях и условиях жизни человека — и новую информацию о значимости витамина D для современных групп населения», — сказала Меган Брикли.

До сих пор не существовало надежного способа измерения дефицита витамина D с течением времени. Как показали авторы на примерах древних и современных зубов, этот метод ценен для понимания проблем со здоровьем, которые сегодня затрагивают более 1 миллиарда человек.

[Фотография: McMaster University]