28 апреля, 1986. ТАСС

«На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь».

Это сообщение, спустя два дня после событий в Чернобыле, зачитал диктор программы «Время». После взрыва реактора РБМК погиб 31 человек. Среди них сотрудники станции и пожарных бригад. Остальные сотрудники ЧАЭС умерли в течение нескольких месяцев из-за летальной дозы радиации – более 4 тыс. мЗв. До сих пор ведутся ожесточенные споры о том, сколько человек погибло впоследствии от вызванных радиацией заболеваний. Сегодня около 7 млн. человек в России, Беларуси и Украине имеют статус чернобыльца. По этому документу, например, можно бесплатно сходить в музей.

Территории Украинской ССР, Белорусской ССР и РСФСР, подвергшиеся радиационному заражению в результате аварии  на ЧАЭС, были разделены на 4 категории:

- зона отчуждения – зона непосредственного нахождения станции и всех прилежащих к ней территорий. Здесь категорически запрещается жить, выращивать сельскохозяйственные растения и продавать продукцию, растущую на этой территории;

- зона отселения – отсюда граждан переселяли в другие области, чтобы снизить вред от полученного облучения;

- зона с правом на отселение – население может проживать на этих территориях при условии постоянного радиационного контроля. Проверке подвергается не только сама территория, но и жители. Если анализы показывают превышение установленного уровня радиации, люди получают компенсации или выплаты при покидании зоны;

зона проживания с льготным экономическим статусом – здесь население получает социальные и экономические льготы, а также проходит плановый радиационный контроль.

В Украине радиус зоны отчуждения равен 30 км. К ней относится Киевская и Житомирская области. Общая площадь территории – 2,6 тыс. кв. км – чуть больше Москвы. В России к зоне отчуждения относится Брянская область, где во время аварии располагались несколько деревень.

В Беларуси эта зона гораздо больше. До аварии население 92 населенных пунктов на этой территории составляло 22 тыс. человек. Так вышло, что из-за погодных условий, а также из-за сложной динамики выброса радиоактивных веществ загрязнение территории Белоруссии цезием-137  составило 23 % от всей площади республики. (Для Украины этот показатель равен 5%, а для России – 0, 6%). А 70 % стронция-90  и 98 % плутония выпало на территории известного Полесского заповедника. Республике просто не повезло.

Наиболее пострадавший регион Беларуси - Гомельская область. Она же самая большая по территории – 40 тыс. кв. км. Из них 17 тыс. кв. км – пострадавшие районы. Здесь живут 80 % жителей всей области. Сегодня благодаря реализации двух «чернобыльских» программ – государственной и союзной – Гомельская область постепенно возрождается. На дезактивированных землях развивается сельское хозяйство, животноводство, а на территории Полесского заповедника возле КПП Бабчин местные пчелы произвели 5 тонн меда.

Ежегодно Национальный пресс-центр Республики Беларусь проводит пресс-туры для журналистов и блогеров. В этом году пресс-тур посвящен опыту Беларуси по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И опыт этот действительно бесценный. В наши дни участники программы по ликвидации последствий называют все сопутствующие мероприятия возрождением – возрождением территорий Беларуси для развития агропромышленного комплекса и создания качественной инфраструктуры для жизни людей. Наш путь в зону отчуждения начинается в Гомеле.

Зона возрождения. Гомель. 197 км от ЧАЭС

Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII—XIX веков, главная достопримечательность Гомеля, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу.

На первый взгляд Гомель ничем не отличается от других областных центров. Здесь постройки XIX века соседствуют с хрущевками, за строительство которых ответственен дед солиста группы "Мумий Тролль" – советский архитектор Виталий Павлович Лагутенко. А за Гомельский дворцово-парковый ансамбль ответственны генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев и генерал-лейтенант Федор Иванович Паскевич.

Существует множество версий происхождения названия Гомеля. Экскурсовод Вадим предпочитает одну из самых распространенных версий – имя городу дала небольшая речушка Гомеюк, впадавшая в реку Сож у подножия холма, где когда-то располагалось первое поселение. Сегодня Гомель – второй после Минска город по численности населения – около 537 тыс. человек.

Гомель находится как раз в зоне проживания с периодическим радиационным контролем. В 20 км юго-западнее от города начинается зона отселения и зона отчуждения. На территории области до аварии проживало около 1,5 миллиона человек, из них около 330 тыс. детей. В первые несколько месяцев после аварии главным источником облучения населения был йод-131. Самыми облученными жителями Беларуси стали дети в возрасте до 7 лет. Результаты прямых измерений 1986 года показали, что около 30% детей получили дозы выше 1 Грея – так называемый «йодный удар», что привело к последующему развитию патологий щитовидной железы.

Радиация — это ионизирующее излучение, то есть вид энергии, способный выбивать электроны из атомов и делать их ионами. Эти лучи могут повреждать ДНК и клеточные мембраны. Ионизирующее излучение может быть разным:

- альфа-излучение не может проникать через одежду или кожу. Но если радионуклиды с альфа-излучением попали внутрь через дыхательные пути, рот или открытые раны, они могут сильно навредить человеку;

- бета-излучение не проникнет через дерево или кирпич, но под кожу — вполне. До основных органов излучение не доберется, если только, как и в случае альфа-излучения, радионуклиды не попадут в организм другим путем;

- гамма-излучение – для этого типа излучения практически нет преград. Оно проходит сквозь любое тело. Его может остановить разве что бетонная стена и несколько сантиметров тяжелого металла.

Источниками ионизирующего излучения становятся разные радионуклиды. Например, цезий-137 — источник и бета-, и гамма-излучения.

В настоящее время здоровью населения уделяется большое внимание, особенно к тем, кто живет на территориях загрязненных. На встрече с руководителями области удалось выяснить, что процент заболеваемости раком не превышает процент в других областях и районах.

«Интересно то, что по демографическим показателям пораженные районы дают лучшие результаты, по сравнению с другими областями. Это связано с особым вниманием к здоровью населения, а также с активными мерами диспансеризации.

Заместитель председателя облисполкома Владимир Александрович Привалов

По онкозаболеваемости мы также активно работаем и проводим серьезный скрининг, особенно в сельской местности, куда выезжают бригады областных медицинских служб. Нам удалось снизить заболеваемость за счет ранней диагностики», - отметил заместитель председателя облисполкома Владимир Александрович Привалов.

Заместителю председателя вторит начальник управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Дмитрий Михайлович Рутковский:

«На чернобыльских территориях в рамках комплексной государственной программы проводится один из важных этапов – всеобщая диспансеризация. Население, проживающее на территории, подвергшейся загрязнению, раз в год проходит обязательное обследование. В рамках этой программы мы ежегодно закупаем новейшее оборудование (около 40 единиц техники) для диагностики.

Если брать статистику, то существенных отличий по онкозаболеваемости с другими областями Беларуси нет. У нас наблюдается лишь высокий процент заболеваний щитовидной железы. Это связано с тем, что после аварии на ЧАЭС мы получили «йодный удар». В то время никто не знал, как от этого защититься. А сегодня мы передаем наш опыт японцам.

В сфере сельского хозяйства мы тратим порядка 20-30 млн. долларов на проведение защитных мероприятий. Закупаются специальные минеральные удобрения – калий и фосфор. Так мы предотвращаем поступление радионуклидов в растения».

Рутковский рассказал, что в Белоруссии разработаны самые строгие нормативы по содержанию радионуклидов. Это предполагает 3-ступенчатую систему радиоконтроля растений (а при изготовлении кисломолочной продукции и сыров – 5-ступенчатую) при попадании их на предприятия агропромышленного комплекса. Насколько строго соблюдаются жесткие нормативы, конечно, неизвестно, но, по словам начальника управления, – если бы наша продукция не проходила качественный контроль, то ни Россия, ни страны Европы не покупали бы ее у нас. И то верно. Беларусь уверенными темпами наращивает агропромышленный комплекс, развивая хозяйственную деятельность даже на территориях соседних Хойников.

Калийные и фосфорные удобрения действительно помогают снизить содержание радиоактивных изотопов в конечной продукции. Работает это так: цезий-137 является щелочным элементом первой группы таблицы Менделеева. Калий — тоже щелочной элемент из первой группы (калий-39 стабильный, калий-40 радиоактивный). У растения появляется выбор - оно накапливает более «вкусный» для себя калий, а не радиоактивный цезий. А фосфор, в свою очередь, уменьшает доступность радиоактивных элементов, цезия-137 и стронция-90, за счет того, что закрепляет эти изотопы в почве. Тем самым, корневая система потребляет их гораздо меньше.

«Всё хорошо. Я в Хойниках». 115 км от ЧАЭС

…Ответила по телефону коллега из Минска. 2 октября журналистов привезли в Хойникский район Гомельской области, который больше всех пострадал в результате аварии на ЧАЭС. Часть территорий попала в зону отчуждения. Тысячи людей были принудительно отселены. Население района сократилось вдвое.

Внешне райцентр выглядит не хуже других провинциальных городов, а может, и лучше некоторых. На улицах чисто, дома, как частные, так и многоэтажки – ухоженные. Если не задумываться о небольшом расстоянии до разрушенного в 1986 году реактора, то городок вполне приятный.

В радиобиологии и физике понятие дозы излучения используется для оценки степени воздействия ионизирующего излучения на вещества, ткани, живые организмы.

Поглощенная доза – это количество ионизирующего излучения, поглощенного облучаемым веществом. Измеряется в греях (Гр) Свое название «Гр» получил в честь  английского физика Льюиса Харольда Грея, изучавшего влияние ионизирующего излучения на организмы и признанного одним из основателей радиобиологии.

Эквивалентная доза является отражением  биологического эффекта облучения, то есть влияния радиации на биологические системы. Единицей измерения эквивалентной дозы излучения в системе СИ является зиверт (Зв). Названа она в честь шведского физика Рольфа Максимильяна Зиверта, изучавшего воздействие радиационного излучения на организмы.

Эффективная доза – определяет меру риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности.

Мощность дозы характеризует интенсивность облучения  — индивидуальный показатель, рассчитываемый для каждой дозы и каждого типа ионизирующего излучения, то есть количество излучения испускаемого источником за единицу времени.

Чтобы понять разницу между дозой и мощностью дозы, можно провести аналогию с кувшином. Объем воды в кувшине – это доза, а скорость наполнения кувшина, зависящая от размера струйки воды, – это мощность дозы. Так мощность эквивалентной дозы измеряется в микрозивертах в час, или в миллизивертах в год.

Большая доза радиации – доза острого облучения опасна для здоровья человека. Угроза прямо пропорциональна величине дозы. Дозы равной 10 Гр достаточно, чтобы человек со 100%-ной вероятностью умер в течение 5–12 дней от острой лучевой болезни. В Чернобыле сотрудники станции получили дозу поглощенной радиации больше 5 Гр.

В результате воздействия радиации изменяются физико-химические свойства ДНК, происходят разрывы хромосом, мутации, сопровождаемые образованием белков, утративших свою обычную биологическую активность.

Тем не менее, не все преобразования клетки ведут к негативным последствиям в виде, например, онкологических заболеваний. Многие клетки обладают защитной реакцией на воздействие ионизирующих излучений.

Заместитель председателя райисполкома Жанна Чернявская

Встречала участников пресс-тура заместитель председателя райисполкома Жанна Николаевна Чернявская. По пути следования автобуса зампредседателя рассказала, что до 1986 года в Хойникском районе проживало около 45 тыс. человек. После аварии население сократилось вдвое, как и территория района. 50 деревень прекратили свое существование, а их население эвакуировано.

Сегодня район пытается постепенно вернуться к нормальной жизни. В самом городе проживают около 12,5 тысяч человек. Остальные 6 тыс. живут в сельской местности. Администрация пытается привлекать и удерживать молодых специалистов, которые приезжают сюда работать на промышленных предприятиях. Молодым предоставляют однокомнатные квартиры с отделкой и контракты на 5 лет. По словам зампредседателя, здесь, в Хойниках, можно построить отличную карьеру, особенно если себя проявлять.

В Хойникском районе представлено предприятие известного холдинга «Милкавита». Здесь производят элитные твердые сыры на экспорт. Поставщики молока – местные фермерские хозяйства.

В районе выращивают кукурузу и зерновые культуры. Правда, с овощеводством пока проблемы – радионуклиды в почве накапливаются в овощах. Хотя в самих Хойниках многие жители выращивают овощи и даже картошку на собственных огородах.

Рассказывает зампредседателя Хойникского района Жанна Чернявская:

- Мы сами выращиваем овощи на своих грядках. У меня самой растут перцы, ягоды, зеленушка. Я очень люблю этим заниматься.

- А вы проверяете их на загрязнения?

- Мы проверяли их еще лет 20 назад. Сейчас, спустя годы, я знаю, что на моем огороде не может быть плохой земли, ведь она обрабатывается и обогащается минеральными удобрениями.

Сегодня мы знаем, как нам здесь жить, каких правил придерживаться. И мы хотим научить этому весь мир. Прежде всего, нужно всё мыть. В лес лучше не ходить, и тем более не собирать ягоды и грибы, которые сильно накапливают радионуклиды. Хотя в некоторых районах это не так опасно, как раньше.

Возле КПП Бабчин. Полесский заповедник

В каждой школе располагается центр радиационного контроля, куда можно принести продукты на проверку. Например, мы знаем, что белые грибы и маслята лучше не есть, поскольку они сильно накапливают радионуклиды, поэтому мы их не собираем. Но в принципе, если уровень радиации не большой (чуть выше нормы), то можно два раза прокипятить их в соленой воде.

- А в домашних условиях вы пользуетесь дозиметрами?

- Нет у нас дозиметров. Для этого есть государственные организации, которые бесплатно принимают продукты от населения. Также проверяется продукция на предприятиях.

В городе установлены несколько точек, которые ежедневно проверяют воздух и почву. За 25 лет ни разу не было превышения нормы радиации в воздухе. Также и с почвой, ведь после 1986 года здесь полностью снимался грунт – около 20 см.

К нам сегодня всё чаще приезжают японцы, чтобы увидеть, как мы живем. Обычно они не любят говорить, что родились в Фукусиме, покинутой после аварии. Мы же наоборот – живем на своей земле. Чернобыльского синдрома у нас нет! Сейчас к нам приезжает больше молодых специалистов. Они получают жилье и работают по 5-летним контрактам.

- То есть люди не боятся сюда приезжать?

- Нет.

- А сколько сейчас молодежи?

- Из 19 тысяч населения района – 3 тысячи человек в возрасте от 14 до 31 года.

На одной из улиц города установлен памятник Скорби. Женщина согнулась от печали, но в руке держит хрупкого белого голубя – символ надежды, пояснила Чернявская. «Голубь в ее руках словно говорит нам, что не всё потеряно. Да, произошла трагедия. Но этот голубь символизирует жизнь, и как кажется нам, местным жителям, наше дальнейшее развитие».

Памятник был установлен в 1996 году. Проект памятника предложила выпускница местной школы. Он посвящен деревням Хойникского района, которые были выселены после катастрофы. На мраморной плите выбиты названия деревень навсегда исчезнувших со всех карт. В документах к названию этих деревень добавляют три буквы – «о.н.п.» и «б.н.п.» - «оставленный населенный пункт» и «бывший населенный пункт». Каждый год 25 апреля к этому месту съезжаются люди со всего бывшего Союза, чтобы почтить память земляков и пострадавших от чернобыльской катастрофы.

На территории Хойникского района развиваются сегодня все виды деятельности – от строительства до фермерства. Первое время руководство сомневалось, что люди будут выращивать что-то на этих землях. Но время шло, а фермерских хозяйств становилось все больше. «Сейчас активно выращивают даже голубику», - хвастает Жанна Николаевна. К сожалению, с обычными жителями города нам поговорить не удалось. Но в одной из статей на белорусском интернет-портале молодежь города жаловалась, что заниматься в Хойниках нечем – ни одного кинотеатра, а местные старожилы указывали на проблемы здравоохранения, мол, болеть стали чаще.

Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. КПП Бабчин. 100 км от ЧАЭС

За воротами контрольно-пропускного пункта Бабчин начинается территория знаменитого Полесского заповедника. На стенде «Мощность дозы» ежедневно обновляются данные по уровню радиации. 2 октября мощность дозы составляла 0,49 микрозивертов в час – в два с половиной раза выше нормы в 0,2.

Основным нормативным документом, применяемым для обеспечения безопасности человека от воздействия на него ионизирующих излучений, являются санитарные правила «Нормы радиационной безопасности». Согласно этому документу, эффективная доза и эквивалентная доза, измеряются отдельно для кожи, для хрусталика глаза, а также для кистей и стоп. Эффективная доза для персонала должна составлять, в среднем, 20 м3в/год в течение периода за любые последовательные 5 лет, но не более 50 м3в/год. Для всего остального населения эта цифра значительно меньше – не более 1 м3в/год в течение периода в 5 последовательных лет, но не больше 5 м3в в год. Что касается эквивалентной дозы, то для персонала она составляет 500 м3в/год для кожи, кистей и стоп и 150 м3в для хрусталика глаза. Для всего остального населения эти показатели, в среднем, должны быть в 10 раз меньше.

Полесский государственный радиационно-экологический заповедник - это 216 093 гектара зараженных земель – площадь Люксембурга. В 1988 году он был создан на территории трех наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС районов Гомельщины: Брагинского, Наровлянского и Хойникского. Здесь находится 96 покинутых населенных пунктов. Первая и главная задача заповедника - обеспечить безопасность людей, живущих вокруг.

Более трех десятилетий самый загрязненный радионуклидами участок Беларуси - Полесский государственный радиационно-экологический заповедник - вносит неоценимый вклад в мировую науку. Это крупнейшая, не имеющая аналогов площадка, где белорусские ученые научились выращивать чистую сельхозпродукцию на загрязненных территориях. Здесь же изучают влияние радиации на экосистемы.

Рассказывает заместитель директора по научной работе заповедника Максим Кудин:

«Заповедник был организован в 1988 году. На территории действует контрольно-пропускной режим, поскольку она не зонируется по средней плотности поверхностного загрязнения почвы. Загрязнения после аварии выпадали пятнами. Даже спустя 30 лет радиационная обстановка остается достаточно сложной, поскольку здесь выпало максимальное количество радиоактивных веществ. За всем этим хозяйством нужно следить, поскольку основная задача заповедника – предотвратить вторичное распределение радионуклидов».

В зоне осуществляется искусственное заболачивание местности путем перекрытия мелиоративных каналов, а также посадки леса. Заболачивание и «залесение» снижает вероятность пожаров и уменьшает перенос радионуклидов с поднимаемой ветром пылью.

На территории заповедника функционируют три научных отдела: радиационно-экологического мониторинга, экологии растительных комплексов и экологии фауны, а также лаборатория радиационных измерений. В 12 километрах от Чернобыльской АЭС организована исследовательская станция Масаны, где в режиме реального времени ученые наблюдают за радиационной обстановкой.

Максим Кудин проводит экскурсию в музее Полесского заповедника

Станция дезактивации

Приехав на станцию – небольшое строение с гелевыми солнечными батареями на крыше – журналисты получили форменную одежду: штаны, куртку и кепку. В следующем кабинете каждый взял себе небольшой прибор, похожий на флешку – индивидуальный дозиметр. Эта флешка укажет в конце путешествия уровень накопленной дозы радиации.

У начальника станции мы спросили, куда затем отправят нашу форму? Женщина объяснила: «После экскурсии мы проверим ее на бета-частицы, и если не будет превышения нормы, то мы ее просто постираем».

Не переоделся лишь Дмитрий Рутковский. Спрашиваю: «А вы почему не переоделись?» Шутит: «Нас уже не берет». Среди нас – роты журналистов, он в костюме смотрелся страннее всех.

По пути следования к исследовательской станции Масаны встречались заброшенные дома отселенных деревень. Часть построек была снесена, а радиационные отходы захоронены. Спустя 30 лет многие дома уже полностью разрушились и заросли. «Природа забирает у человека то, что человек когда-то забрал у природы», - рассказал директор заповедника Михаил Рубащенко.

«Скажу вам по секрету – дороги заповедника чистые и по ним вполне можно передвигаться. После аварии здесь полностью сняли грунт, и вся почва дезактивирована. Самая опасная часть дороги – внутренняя ложбина обочины, куда стекались все загрязнения».

За эти годы в заповеднике созданы экспериментальные пасека и сад, производится заготовка и переработка древесины. Также на этой территории живут популяции зубров, рыси, лошади Пржевальского. С 1998 года на территории заповедника стало активно развиваться коневодство. Сейчас на ферме живут около 400 лошадей породы русский тяжеловоз и русская рысистая. Звезда среди лошадей – скаковая лошадь, русская рысачка Балтика. «Она у нас супер-девочка!», - говорит ведущий зоотехник Елена Михайловна Болдырева.

Рассказывает ведущий зоотехник Елена Михайловна Болдырева:

- А волки обитают вокруг?

- Конечно. Но они даже близко не рискнут подойти к лошадям. Жеребец не подпустит.

- Они не представляют для вас опасности?

- На мой табун нападений не было.

- Ваши лошади проходят радиационный контроль?

- Перед продажей лошади проходят обязательную проверку. Мы измеряем прижизненный РДУ – республиканский допустимый уровень содержания цезия. Норма не должна превышать 500 беккерелей на килограмм. За эти годы превышения не было. К тому же мы не продаем лошадей на мясо. А кататься точно можно!

Среди планов сотрудников заповедника – рыбная ловля с последующей переработкой, а также трофейная охота.

Министерство сельского хозяйства анализирует состояние почвы, а также дает рекомендации о типе растений, которые можно выращивать. Но мы, разумеется, говорим о зоне отселения, где уровень загрязнений не превышает допустимых значений. Но говорить о возрождении 30-км зоны невозможно. Период восстановления превышает тысячи лет», - сказал нам Заместитель начальника Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Петр Николаенко.

По словам Максима Кудина, тема настоящих и будущих исследований радиоактивный изотоп америций-241 - продукт полураспада плутония-241. Содержание америция в местной окружающей среде, в отличие от других радиоактивных элементов, будет только расти вплоть до 2056 года. Речь идет о том, что зона отчуждения никогда не сможет стать пригодной для жизни.

КПП Майдан. Исследовательская станция Масаны. 12 км от  ЧАЭС

На въезде в тридцатикилометровую зону отчуждения – КПП Майдан. Ворота открывает добродушный и улыбчивый охранник. Дальше – дорога к исследовательской станции Масаны - самой ближайшей точке к Чернобыльской АЭС и границе с Украиной.

По пути к станции удалось увидеть заброшенный дом и школу в деревне Борщевка. Уровень радиации в этих местах уже заметно выше, чем в начале пути – дозиметр показал превышение почти в 26 раз.

Масаны - так называлась небольшая деревенька на самой границе с Украиной. До катастрофы здесь жили около 20 семей.

Когда-то некоторые жители ездили на велосипедах работать на ЧАЭС или в Припять. От Масанов до четвёртого энергоблока не более 14 километров. Если поблизости от ЧАЭС проходила дезактивация со снятием верхнего слоя грунта, то в районе Масанов радионуклиды остались лежать нетронутыми. Здесь один из самых высоких уровней радиационного загрязнения на планете.

Именно здесь в 1994 году было решено создать научную станцию для контроля ЧАЭС и исследования зараженных территорий. С прилегающей территории был снят верхний слой грунта, вместо него привезен чистый. Была пробурена водозаборная скважина и созданы условия для относительно безопасной жизни. Также была построена метеорологическая площадка и пожарная вышка.

У станции нас встречает заведующий отделом радиационно-экологического мониторинга Юрий Дмитриевич Марченко, пес по кличке Стронций и безымянный кот.

«Высокие плотности радиоактивных загрязнений и близость к разрушенному блоку Чернобыльской АЭС делают станцию уникальным полигоном для  радиоэкологических и радиобиологических исследований. В настоящее время мы изучаем процессы накопления, перераспределения, миграций радионуклидов в воде, почве и растениях, а также факторы, влияющие на эти процессы.

Для качественной оценки происходящих изменений  этой уникальной природной среды на станции установлена метеорологическая площадка. Благодаря данным погодно-климатических условий мы фиксируем изменения в мощности дозы, ведь климатические изменения в той или иной степени влияют на радиационную обстановку», - рассказал Марченко.

Благодаря комплексному подходу в изучении влияния радиации на окружающую среду на территории Полесского заповедника сформировалась настоящая лаборатория по изучению флоры и фауны в условиях радиоактивного загрязнения. Конечно, сегодня остается еще множество нерешенных вопросов и задач. Главное, что люди пытаются исправить положение, восстановить то, что утрачено. Благодаря ученым и сотрудникам заповедника, надежда на дальнейшее развитие этих районов теплится всё сильнее, а радиация не кажется такой неизбежно разрушительной, когда видишь участки, на которых пасутся красивые русские тяжеловесы и рысаки.

Сейчас ясно одно. Восстановить зону отчуждения невозможно, как и невозможно навсегда забыть о Чернобыле. По правилам на восстановление пораженных радионуклидами территорий уходит 8-10 периодов полураспада. А поскольку один период полураспада америция равен 400 лет, отголоски дел рук человеческих не утихнут еще 4 тыс. лет.

Вид на реактор Чернобыльской АЭС с пожарной вышки на станции Масаны

Портал "Научная Россия" выражает благодарность за организацию пресс-тура Национальному пресс-центру Республики Беларусь, Постоянному Комитету Союзного государства,  Международному  информационному  агентству «Россия Сегодня», Гомельскому областному исполнительному комитету, администрации Хойникского района и сотрудникам Полесского заповедника.