Астрономы обнаружили самое пустое место в космосе — там вообще ничего нет. Тем временем биологи исследовали, как осы создают настоящих зомби — правда, из тараканов, чтобы скормить своим детушкам. Археологи на Алтае раскопали уникальный артефакт — древнейшую швейную иглу. Врачи научились по-новому лечить болезни сердца. Человечество готовится к возможной встрече с астероидом Бену, который может врезаться в Землю через всего лишь столетие с небольшим — эти и другие научные открытия в свежем номере «В мире науки».

Полная пустота

Иштван Сапуди, астроном из Инсититута астрономии Гавайского университета, рассказывает, как было обнаружено самое пустое место во Вселенной. Чтобы понять, как это удалось, нужно разобраться в том, что такое реликтовый свет. Это самый древний свет во Вселенной. Фотоны, испущенные около 14 миллиардов лет назад, до сих пор летят к нам – и мы даже можем увидеть их: это именно они, воздействуя на телевизионную антенну, создают точки и узоры на тех частотах, где нет сигнала. Этот реликтовый свет представляет собой космическое фоновое микроволновое излучение, которое обладает температурой 2,7 градуса. Ученые обнаружили в нем холодное пятно — его температура ниже температуры реликтового фона. Пятно по размеру равно примерно 20 Лунам. И оказывается, это самая большая пустая область во Вселенной. По крайней мере пока.

60 граммов за 7 лет

В этой статье Данте Лауретта, профессор планетологии из Аризонского университета, рассказывает о семилетней эпопее исследования астероида, который угрожает будущему Земли. Вполне вероятно, что в 2135 году астероид Бенну пройдет между Землей и Луной и врежется в нашу планету, уничтожив целый регион. Никто не может предсказать, куда он упадет, но нужно быть во всеоружии: возможно, нам потребуется изменить его орбиту, чтобы выжить. Специалисты НАСА в сентябре этого года запустили к астероиду космический зонд OSIRIS-REx, который через 7 лет доставит на Землю его образцы. OSIRIS выяснит, насколько нестабильна орбита астероида и каков риск его столкновения с Землей, а также возьмет образцы с его поверхности. Мало ли, пригодится.

Зомби-тараканы

Специалист по молекулярной биологии Кристи Уилкокс изучает яды животных. На сей раз ее работа посвящена тараканьей осе — крошечному насекомому, которое людям совершенно не досаждает, а вот тараканов превращает в зомби, чтобы затем скормить своему потомству. И делает это она при помощи яда, который работает как фармакологический препарат. Он поражает мозг таракана и лишает его чувства страха. Оса отводит его в норку к личинке, заделывает вход, и живой таракан безропотно становится пищей. Кстати, некоторые вещества обладают подобным воздействием и на мозг человека.

Новый сердечный клапан

Известный кардиохирург, академик Баграт Гегамович Алекян в интервью журналу рассказывает о том, как делают операции на сердце и сосудах и что такое стент, о замене сердечных клапанов и других революционных методах лечения заболеваний сердца, а также о том, как защитить свое сердце и продлить срок его службы.

Виртуальный суперассистент

Создатели Siri, покинув компанию Apple, занялись разработкой виртуального голосового помощника нового уровня — Viv. В отличие от Siri, Cortana и Google Now, Viv сможет не только отвечать на простые вопросы, но и самостоятельно выстраивать логические цепочки, используя свои знания о нас. Например, сумеет ответить на вопрос «Какая погода в городе, где живет моя сестра?». Viv составит на нас целое досье. Но не только. Она также сможет делать за нас покупки, заказывать туры и бронировать билеты и многое другое. Запуск Viv запланирован через год.

Уникальная игла

Расположенная на Алтае, Денисова пещера хранит древнейшую историю Северной Азии — от ранней стадии среднего палеолита до Средних веков. Другого такого богатого археологическими находками объекта в России не существует. Недавно археологи обнаружили в ней уникальный артефакт – самую древнюю костяную иглу в истории мировой археологии. Кстати, в Денисовой пещере также был найден совершенно новый вид (или подвид) гоминид — не неандерталец и не Homo sapiens. Он так и называется — денисовский человек. О том, что нам могут рассказать находки из Денисовой пещеры, — в интервью директора института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Михаила Васильевича Шунькова.

Также в номере:

— насколько риск эмоционального выгорания зависит от генов

— нужно ли вводить в школьную программу занятия по программированию

— чему учат в лагере для одаренных детей «Сириус»