1 июля факультет журналистики МГУ и Парк Горького открыли пятый сезон образовательного проекта «Школы журналистики на свежем воздухе». Своим взглядом на актуальные проблемы СМИ и медиа поделилась декан факультета журналистики МГУ, профессор, член-корреспондент РАО Елена Вартанова. В лекции «Цифровая журналистика: перспективы и вызовы» она рассказала, как меняется роль аудитории, кто формирует сегодня повестку дня, как меняется экономика медиа в условиях трансформирующейся среды.
«Главный удар журналистам сегодня наносят блогеры. Понятие «блогер» уже давно перешло все мыслимые и немыслимые определения журналистики и, более того, блогеры стали рассматриваться как социальное явление. Главный урон, который они нанесли с экономической точки зрения, — это отбор зарплаты, то есть многие из них получают зарплату, которую раньше получали журналисты. Поэтому сейчас часто можно услышать, что блогеры убили журналистику», — поделилась мыслями Елена Вартанова.
Спикер отметила, что важной частью работы журналиста является не просто поиск и публикация новостей, ведь этим могут заниматься как блогеры, так и роботы, а качественный анализ актуальной информации. Именно в таком анализе, по словам Елены Вартановой, аудитория по-прежнему нуждается.
Декан журфака МГУ рассказала о трех процессах, которые сегодня определяют развитие журналистики. Это цифровизация (переход медиа на «цифру»), конвергенция — объединение разных сущностей, дающее новые возможности, а также мультимедиатизация, когда свойства разных медиа объединяются вместе в одном тексте. Сегодняшний журналист, добавила спикер, — это журналист мультимедийный: он производит конечный продукт в виде цифрового содержания, со словами, изображениями, звуком, которые перемешаны особым образом.
«Да, сегодня новый вызов нам бросили любители. Но любители всегда делали это, ведь журналистика — это не медицина, а одна из самых открытых профессий. Можно не получить образование журналиста, но, повышая квалификацию, заработать неплохой опыт», — прокомментировала Елена Вартанова.
Спикер напомнила, что раньше многие думали, что с появлением радио умрут газеты, затем — что с появлением ТВ умрет радио. Однако этого не произошло и каждый занял свою нишу, меняясь согласно актуальным вызовам времени. И главный вызов сегодня — это понимать аудиторию и осознавать, что ты работаешь на нее, а не на редактора, издателя, бизнес и т.д., считает декан журфака МГУ.
«Журналистика видоизменяется, она может потерять название как профессия, но она никогда не потеряет свое значение социального института. Пока мы живем в обществе, которое подчиняется социальным законам, журналистика будет служить обществу, в самых разных форматах», — завершила свое выступление Елена Вартанова.



















