Пенелопа Бостон (Penelope Boston), астробиолог и директор Астробиологического института НАСА, рассказала на очередном заседании Американского общества содействия развитию науки о результата анализа микроорганизмов, найденных внутри гигантских кристаллов в пещере Чихуахуа в Мексике — они ни на что известное нам не похожи. И мы теперь больше о жизни на Земле около 50 тысяч лет назад (ну, или меньше). Учитывая, в каких условиях существовали эти микробы, естественно, что этот феномен заинтересовал астробиологов. Обо всем этом рассказывает ScienceNews.

«Эти организмы поразительны», — сказала Бостон, и уточнила, что они не похожи ни на один род живых существ, известный сейчас. Их ближайшие родственники живут в пещерах на другом конце Земли или в вулканических почвах. И еще они процветают в веществах вроде толуола.

В течение восьми лет Бостон и ее коллеги изучали микробов в шахте, где добывали свинец, серебро и цинк. Некоторые микроорганизмы были найдены внутри своего рода «капсул времени» — жидких областей внутри кристаллов сульфата кальция. Анализ показал, что эти микробы пробыли там от 10 до 50 тысяч лет, при этом сохранили жизнеспособность и смогли продолжить размножаться.

Ученые, так сказать, разбудили микробов и изучили их геном, а также геномы других микробов, живших поблизости от кристаллов, но снаружи. Микробы из кристаллов оказались похожи на своих внешних собратьев (помимо прочего, это значит, что те и другие не смешались, что испортило бы все исследование). Если дальнейшие исследования подтвердят промежуточные результаты, то можно будет назвать вновь найденные микроорганизмы большими любителями экстрима — они живут на глубине от 100 до 400 метров под поверхностью Земли и в температурах от 45° до 65° по шкале Цельсия. Что, опять же,  интересует тех, кто ищет жизнь на других планетах.

[Фотография: Alexander Van Driessche / wikimedia commons]