Новационный проект новосибирских ученых-историков «Сибирские Академины» направлен на изучение роли и вклада женщин в становление и развитие Сибирского отделения Российской академии наук.
Проблема женского представительства в науке остается до сих открытой темой. Исторические и культурные традиции, социально-психологические факторы становятся барьером для развития академической карьеры женщины. Критерии оценки научной деятельности не всегда справедливы, хотя мотивация и способности женщины отвечает запрашиваемым требованиям научного сообщества. Сегодня число женщин с ученой степенью доктора растет, но тем не менее среди научной элиты больше мужчин-ученых.
Однако увлеченность наукой, исследовательский потенциал, профессиональное любопытство, а также большая ответственность и самоотдача помогают женщинам-ученым добиваться признания и уважения коллег.
Каков путь в науку женщин – действительных членов Российской академии наук из Сибирского отделения РАН? Каким образом происходит процесс профессионализации их научно-педагогической деятельности, какие обстоятельства или стереотипы им приходится преодолевать, чтобы стать успешными учеными – ответы на эти актуальные вопросы призвано дать научное исследование в рамках реализации комплексного проекта «Сибирские Академины». Новосибирские историки рассматривают биографии женщин-академиков и высокий уровень их научных достижений, прежде всего, сохраняя культурную память о выдающихся учёных и традиции научных школ.
Авторы-инициаторы проекта «Сибирские Академины», ведущие научные сотрудники Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск) – доктор исторических наук Запорожченко Галина Михайловна и доктор исторических наук Шелегина Ольга Николаевна – рассказали о первых выдающихся Академинах – женщинах-ученых Сибирского отделения РАН, в контексте мнемософии – науки, помогающей исследователям объяснять значимость научно-исторического наследия.
«Проблемы и перспективы участия женщин в развитии науки и образования в современных условиях приобретают широкое общественное звучание и научную актуальность на всех уровнях от международного до национального и регионального. Накоплен значительный ресурс отечественных и зарубежных публикаций, отражающих гендерный подход к истории мировой и российской науки, образования, – поясняет доктор исторических наук Ольга Шелегина, –
«Сибирские Академины» – наше новое видение в этом направлении. Сейчас постановка и разработка проблемы осуществляется в рамках госзадания Института истории СО РАН по проекту «Политические и социокультурные практики населения Сибири в XX – начале XXI вв.» и имеет перспективы выделения в междисциплинарный проект российского уровня».
Серию статей, входящих в исследовательский блок новационного проекта «Сибирские Академины», открывает публикация в журнале Исторический курьер, 2019, №3(5) (ЗАПОРОЖЧЕНКО Г.М., ШЕЛЕГИНА О.Н. СИБИРСКИЕ АКАДЕМИНЫ»: ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ, ВОШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК). Доклад доктора ист. наук Галины Запорожченко («ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: СИБИРСКИЕ АКАДЕМИНЫ», модерирование круглого стола «Мужские и женские имена на карте Академгородка 2.0») апробирован на Международном научно-практическом семинаре, который проведен Институтом философии и права СО РАН и Институтом истории СО РАН совместно с отделением Фонда Розы Люксембург (Германия) в РФ «На пути к справедливому обществу: женщины в общественной жизни, науке, культуре (1919−2019)» (г. Новосибирск, Академгородок, Технопарк, «Точка кипения», 15−16 октября 2019 г.)
Инициаторов и участников проекта Ольгу Шелегину и Галину Запорожченко поддерживает кандидат ист. наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Николай Николаевич Покровский – заведующий сектором «Музей СО РАН» в Институте истории СО РАН и руководитель «Музея науки и техники» в Новосибирском Академгородке. Он развивает тему использования бытовой техники в повседневной жизни советских женщин, в том числе, и женщин-ученых.
«Проект «Сибирские Академины» имеет в названии региональный компонент, − замечает Галина Запорожченко − Однако, его цель и направленность на изучение гендерных аспектов научного труда в современную эпоху знаний имеют важное значение для всей Российской академии наук».
Ольга Шелегина, в свою очередь, обращает внимание на, что проект «Сибирские Академины» инициируется авторами «как комплексный, включающий историко-биографическую и социокультурную составляющие. Нацеленность на получение отсутствующего до настоящего времени систематизированного исторического знания и востребованность в социокультурных мероприятиях, позиционирующих возрастающую роль женщин в научно-образовательной сфере Сибирского региона, позволяет считать его актуальным и перспективным. Интеграция объективного научного знания и эффективных социокультурных практик, разработанных на его основе, обеспечит новационный подход к исследованию новых аспектов академической науки в Сибири, освоению его научного и историко-культурного наследия».
Примечательно, что накопленный научный опыт изучения материалов о «женской истории науки» в Сибири довольно обширен. По словам Ольги Шелегиной, «характер имеющихся научных публикаций свидетельствует о популярности исторического направления, в объектно-предметную область которого входят женщины-ученые. Вместе с тем для анализа, весьма значительного ресурса научной литературы, опубликованных источников его структурирования, выявления историографических тенденций целесообразно проведение специального монографического исследования. Важной составной частью которого может и должно стать отражение роли женщин в становлении и развитии приоритетной формы организации науки в середине XX – начале XXI в. – Сибирского отделения Российской Академии наук».
Галина Запорожченко отмечает аспекты, которые будут приоритетными для историков: «Серия исследований «Сибирские Академины» будет базироваться на использовании и развитии социокультурного подхода, позволяющего проводить комплексный анализ общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Личность в рамках данного подхода рассматривается как связанная с обществом системой отношений и культурой как совокупностью норм и ценностей. Уделяя внимание избранным для анализа личностям, мы с учетом современных исследований и современного понимания глобальных социально-экономических и политических процессов, описываем их роль в развитии науки, Сибирского отделения, человеческого потенциала в эпоху модернизации».
Ольга Шелегина дополняет ответ коллеги: «Кроме того, проект включает изучение современных социокультурных практик. Ярким примером стал фестиваль «Академина» для женщин, работающих в науке, образовании, экономике, впервые проведенный в Новосибирском Академгородке в 2012 г., и который, как указывала В.И. Матвиенко в приветственном слове фестивалю в 2016 г., можно выводить и на федеральный уровень. В настоящее время фестиваль-конкурс «Академина» превратился в резонансное социокультурное мероприятие регионального уровня, поддержанное Союзом женщин Новосибирской области (НСО) и муниципальными органами г. Новосибирска».
Но главное, что научно-педагогическое наследие женщин-ученых рассматривается новосибирскими историками Запорожченко и Шелегиной с позиций мнемософии. Авторы опираются в своем исследовании на положения актуального и перспективного мирового тренда – науки о публичной памяти – научного направления, основанного на самобытной философии всемирно признанного специалиста в области музеологии, хорватского учёного Томислава Шолы.
Учредитель фестиваля The Best in Heritage («Лучшие в наследии»), который ежегодно проходит в Дубровнике (Хорватия), автор таких известных монографий, как «Вечность здесь больше не живёт. Толковый словарь музейных грехов», «Мнемософия. Наука о публичной памяти», Томислав Шола осуществляет научную рефлексию роли наследия и публичной памяти в современном мире, а также убедительно показывает их значимость для общественного блага и развития.
По словам Галины Запорожченко, «ещё в 1982 г. Шола ввёл в употребление термин наследиеведение, что, по мнению ряда специалистов, более концептуально отражает нацеленность дисциплины на изучение культурного наследия человечества. Наука о наследии включает в себя все виды исследовательской деятельности в институтах наследия, университетах и других научно-исследовательских учреждениях, результаты которых применяются для доступа к наследию, консервации, архиометрии, менеджмента, управления, широкого вовлечения общества во взаимодействие с наследием. Согласно идеи хорватского ученого, в современных научных и социокультурных обстоятельствах институт наследия является «посредником, передатчиком, селектором и усилителем, инструментарием и средством, которое дано обществу для пользы, развития и совершенствования».
«Солидаризируясь с Т. Шолой мы считаем, что «наследие и публичная память работают как мощное противоядие против дезинтеграции и разрушения системы жизненно важных ценностей» и что «публичная память служит как отдельным людям, так и всему обществу, поэтому забота о ней является естественной обязанностью всех членов общества», – продолжает доктор ист. наук Запорожченко, цитируя работу Томислава Шолы.
Историк пояснила, что в 1989 году с целью концептуализации дискурса наследия Шола предложил и обосновал термин «мнемософия» − наука о публичной памяти. «Мнемософия развивается им в качестве общего теоретического знаменателя, нового теоретического поля, научной школы, вектора и метода для таких дисциплин, как музеология, архивное дело, документоведение, библиотековедение и всех вырастающих на этой ниве профессий, объединенных концепцией наследия. Это исследование о формах публичной памяти в музейном, архивном, библиотечном деле, в сфере социокультурных практик, формах публичной памяти, в том числе, о великих личностях, новых принципах и подходах в современную эпоху к формам публичной памяти, когда многие музеи превратились в «ярмарки старого хлама» (это полемически заостренное высказывание из первой книги Т. Шолы), когда перед профессионалами в области наследия встают проблемы осознанного решения, что и как из наследия прошлого следует хранить для пользы развития демократического и гуманистического общества», – сообщила Галина Запорожченко.
Она акцентирует внимание на исторических предпосылках, сыгравших немалую роль в развитии сибирского наукограда и его кадрового потенциала: «До создания Сибирского отделения на огромной территории Сибири присутствие научных сил было сравнительно слабым. В основном кадры ученых были сосредоточены в столичных городах страны – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. До того, как в Сибири оказались крупные ученые в связи с эвакуацией (академик С.А. Чаплыгин), а затем в связи с созданием в 1943 году Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР (академик А.А. Скочинский), на всю Сибирь был лишь один академик – томский физик В.Д. Кузнецов, который окончил в 1911 г. Петербургский университет.
С созданием Сибирского отделения в Сибирь переехали на работу видные ученые страны, за ними последовали их ученики, выпускники вузов, аспиранты. Не только старейший в Сибири Томский государственный университет (основан в 1888 г.), но и Новосибирский государственный университет (основан в 1959 г.) стали кузницей академических кадров для сибирской науки в соответствии с триадой М.А. Лаврентьева «фундаментальная наука – подготовка кадров – внедрение инноваций в производство».
Центром внимания новосибирских ученых стали научные биографии женщин-членов-корреспондентов и действительных членов Российской академии наук, работавших в Сибирском отделении РАН, а также процесс профессионализации их научной деятельности, отражение ее результатов в научно-образовательной и социальной сфере СО РАН.
«Проект «Сибирские Академины» существенно детализирует представления о реальном процессе развития сибирской науки, акцентируя внимание на уникальности вклада известных сибирских женщин-ученых, формирует ряд индивидуально-биографических образов, которые воспринимаются как образец достойного служения Отечеству, творческой самореализации личности, проявления гражданской позиции в драматических условиях эпохального исторического значения», – уточняет Галина Запорожченко.
Репрезентативными источниками для исследования послужили, по словам Ольги Шелегиной, «материалы Электронного фотоархива СО РАН и Открытого архива СО РАН, историографический и информационный ресурс юбилейных изданий «Российская академия наук. Сибирское отделение: Исторический очерк», «Российская академия наук. Сибирское отделение: Персональный состав», в подготовке которых принимали участие и авторы статьи, а также «Исторической энциклопедии Сибири», книг из серии «Наука Сибири в лицах», юбилейных публикаций, интервью, воспоминаний, некрологов».
По данным новосибирских историков, число женщин-ученых СО РАН доминирует в медицине и области естественных наук. По словам Галины Запорожченко, «в настоящее время в СО РАН работают 4 женщины-академика и 10 членов-корреспондентов РАН. Важно, что число «сибирских Академин» возросло в связи с объединением с Сибирским отделением Российской академии сельскохозяйственных наук и Сибирским отделением Российской академии медицинских наук. Но мы ретроспективно изучаем тему, начиная с нижней хронологической границы – с 1957 г. – времени организации СО РАН, и следовательно, обращаемся к славным именам, которые стали легендой в Академгородке».
Авторы проекта в первых публикациях показали вклад в развитие новационных исследований в области технических и социогуманитарных наук академиков П.Я. Кочиной (Полубариновой) и Т.И. Заславской. Как подчеркивает Ольга Шелегина, «мы отдаем дань глубокого уважения, публичной памяти женщинам-ученым, чья деятельность, имя вошли в историю СО РАН и уже закончившим свой славный жизненный путь. Это – первые действительные члены РАН в Сибирском отделении академики Пелагея Яковлевна Кочина (Полубаринова) (1899–1999 гг.) и Татьяна Ивановна Заславская (1927–2013 гг.)».
Источник фото: Электронный фотоархив СО РАН «Фотолетопись СО РАН с 1957 года»: Архив Р.И. Ахмерова. http://www.soran1957.ru/?id=PA_folders01-20_0001_0706
Первой сибирской «Академиной» авторы исследования называют академика Пелагею Яковлевну Кочину (Полубаринову). Она доктор физико-математических наук, ученый-механик, специалист в области гидродинамики. Ее двойная фамилия сложилась в результате брака с выдающимся отечественным математиком и механиком, действительным членом АН СССР Н.Е. Кочиным. За академический вклад в развитие страны удостоена ряда почетных наград – это три ордена Ленина и звание Героя Социалистического Труда, орден Октябрьской Революции (1975), орден Дружбы народов (1979), Орден Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), а также золотой медали им. М.В. Келдыша РАН (1996). П.Я. Кочина получила Сталинскую премию II степени за книгу «Некоторые задачи плоского движения грунтовых вод». Она вела активную общественно-политическую деятельность как депутат Верховного Совета СССР. Научно-преподавательская деятельность академика Пелагеи Кочиной (Полубариновой) примечательна созданием научной сибирской фильтрационной школы, сформированной на основе полученных результатов в теории фильтрации грунтовых вод и эффективного математического метода решения задач фильтрации с использованием аналитической теории дифференциальных уравнений. Пелагея Кочина (Полубаринова) как историк математической науки написала о математиках К. Вейерштрассе, Н.Е. Кочине, Г. Миттаге-Лёффлерове, А.А. Фридмане), а также популяризировала роль российских женщин в мировой науке, являясь автором биографии о С.В. Ковалевской.
Другой почетной «Академиной» историками названа академик Татьяна Ивановна Заславская. Профессор, доктор экономических наук. Была награждена орденами Октябрьской Революции (1987 г.), Трудового Красного Знамени (1975 г.), Дружбы народов (1981 г.). Является лауреатом Международной научной премии им. А.П. Карпинского и лауреатом общенациональной неправительственной Демидовской премии. Под ее руководством была создана экономико-социологическая школа (НЭСШ), получившая международное признание, характерными чертами которой стали такие принципы научной работы, как междисциплинарность, нацеленность на острые и актуальные проблемы общественного развития, сочетание социологических, статистических и математических методов. Академик Т.И. Заславская известна докладом «Новосибирский манифест» (1983 г.), в котором высказала критическое отношение к социальным институтам советского общества и сделала вывод о необходимости кардинальной перестройки социально-экономических отношений. Позднее в 2000-е годы она разработала концепцию о современном трансформационном процессе в России и посткоммунистических обществах. Идеи академика Татьяны Заславской лежат в основе современных экономических исследований.
Источник: Электронный фотоархив СО РАН «Фотолетопись СО РАН с 1957 года»: Архив Р.И. Ахмерова. http://www.soran1957.ru/?id=PA_folders24-59_0003_0896
«Также в центре внимания очерка находятся женщины-ученые, доктора наук, отмеченные в фундаментальном труде «Российская академия наук. Сибирское отделение: Исторический очерк», как стоявшие у основания Сибирского отделения, так и защитившие в нём первые диссертации», − уточняет Галина Запорожченко и говорит о них далее −
«В этом исследовании есть информация о других женщинах-ученых, внесших важный вклад в деятельность СО РАН. Это Вера Вениаминовна Хвостова (1903–1977 гг.), доктор биологических наук, профессор, которая в числе известных генетиков была приглашена в штат на начальном этапе формирования Института цитологии и генетики СО РАН. Инесса Тихоновна Журавлева (1921–2007 гг.) − выдающийся ученый в области наук о Земле, внесшая крупный вклад в разработку проблем палеонтологии, стратиграфии, палеобиогеографии и палеоэкологии кембрийского периода в истории Земли – начального этапа в формировании биосферы современного типа (около 500 млн лет назад). Журавлева – одна из первых в Сибирском отделении, защитившая докторскую диссертацию. Как известно, первые докторские защиты состоялись в Новосибирске в 1960 г., когда диссертации защитили математик П.П. Белинский, геолог И.Т. Журавлева, химик С.С. Бацанов.
Нина Ивановна Гринева (1927–2018 гг.) – ученый в области молекулярной биологии и биоорганической химии, доктор химических наук, профессор, специалист в области лечения онкологических заболеваний системы кровообращения.
Елизавета Ивановна Убрятова (1907–1990 гг.) – видный лингвист-тюрколог, специалист в области грамматики и диалектологии якутского языка и тюркских языков, доктор филологических наук (1953 г.), профессор, заслуженный деятель науки Якутской АССР (1956 г.) и Тувинской АССР (1977 г.). Убрятова Е.И. стояла у истоков филологической школы СО АН, ее труды определили развитие исследований по данным проблемам на многие десятилетия вперед».
Итак, на основе положений мнемософии, социокультурного подхода и принципов современной истории Галина Запорожченко и Ольга Шелегина сформулировали авторское определение понятия «Академина» с перспективой его развития в научный концепт: «Академина – понятие, ассоциирующееся с фундаментальной наукой и акцентирующее в нем аспект феминности».
Какие были выявлены общие черты, характерные для процесса интеграции женщин в сферу профессиональной научной деятельной?
По мнению Галины Запорожченко, «сегодня этот процесс ускоряется, женское высшее образование стало прочной нормой, также нормой стало знание иностранных языков, компьютерных технологий, soft-skills (умение общаться, договариваться, работать в команде, адаптироваться, быть открытым для нового), широких международных контактов».
Для следующей статьи, включенной в серию блока новационного проекта, уже избраны новые академины. По словам Галины Запорожченко, авторы планируют обратиться «к исследованию биографий и деятельности женщин-ученых в области гуманитарных наук: выдающегося лингвиста, профессора Новосибирского государственного университета Майи Ивановны Черемисиной (сестры Т.И. Заславской) и члена-корреспондента РАН, известного открытием «Алтайской принцессы», археолога Натальи Викторовны Полосьмак. Затем конечно, мы обратимся к достижениям женщин в области естественных наук, ведь одной из новоиспеченных академиков последних выборов в РАН стала наша соратница по фестивалю «Академина», его почетный лауреат, доктор биологических наук Ольга Ивановна Лаврик, ведущий исследователь Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН».
Исследование новосибирских специалистов охватывает временной интервал от середины XX – начало XXI в. Чем же, по мнению историков, выделяется современная женщина-ученый?
Доктор ист. наук Ольга Шелегина считает, что «женское измерение профессии ученого на основе вышеописанных методологических подходов позволило сформировать представление об «Академине» как о цельном образе с ведущей интеллектуальной составляющей, который мы понимаем как совокупность профессиональных, личностных и ментальных качеств женщин, работающих в академической системе, которые обеспечивают успешное и поступательное развитие личной карьеры и способствуют укреплению новационного имиджа Российской Академии наук.
Современная женщина-ученый – это мобильная, разносторонне развитая личность, с активной жизненной позицией, сочетающая ее с бытовыми вопросами, заботой о семье, активно осваивающая новые информационные технологии, иностранные языки, включенная в разнообразные социокультурные практики, спорт (у нас лыжи популярны, танцы, плавание), осваивающая мировое культурное наследие и пространство».