ЗГТ для менопаузы станет безопаснее, если эстрогены доставлять только в мозг

Ученые нашли способ убрать побочные эффекты заместительной гармонотерапии во время климакса.

Исследователи под руководством Ласло Прокай (Laszlo Prokai) из Центра здравоохранения при университете Северного Техаса (США) нашли способ активировать эстрогены только в мозге. С этим справляется вещество под названием 10β,17β-dihydroxyestra 1,4 dien-3-one (DHED). Ученые считают, что с помощью DHED можно сделать заместительную гормонотерапию для женщин в период менопаузы более безопасной. Результаты исследования они опубликовали в журнале Science Translational Medicine. Популярную версию статьи излагает портал Science.

При достижении 50-летнего возраста у женщин начинает снижаться уровень женских половых гормонов — эстрогенов. Этот процесс растягивается на несколько лет и характеризуется приливами (внезапными приступами жара), депрессией, повышенным риском развития слабоумия и остеопороза (ломкости костей). Для лечения этих симптомов применяют заместительную гормонотерапию (ЗГТ), включающую в себя ежедневный прием эстрогенов. Это помогает организму легче справиться с гормональной перестройкой.

Со временем выяснилось, что ЗГТ повышает риск сердечных заболеваний, рака груди и матки, инсульта (см. «Женский гормон помогает раку»). Тогда эстроген стали комбинировать с другим гормоном — прогестагеном, смягчающим побочные эффекты. Но врачи все равно опасаются прописывать ЗГТ, пока есть хоть малейшие риски. Так что ученые ищут способы сделать лечение более безопасным. В этом направлении работали и авторы исследования, о котором идет речь.

Изучая производство эстрогенов в организме, ученые обнаружили, что веществу DHED нужен всего один фермент в мозге, чтобы из пролекарства перейти в активную форму эстрогена. В других же органах тела DHED блокируется и остается пассивным. Значит, теоретически, если животным вводить DHED, то уровень эстрогена в мозгу у них возрастет, а в других органах, в том числе сердце, матке или груди, — то есть там, где гормон вызывает нежелательные эффекты, — останется неизменным.

Гипотезу решили проверить экспериментально на крысах. Им давали дозы DHED, и действительно уровень эстрогена в мозгу у них возрос, тогда как в других частях тела остался низким. Больше того, у крыс женского пола без яичников, а поэтому склонным к приливам, депрессиям, проблемам с памятью, удалось вылечить эти симптомы нервной системы с помощью DHED, не оказывая при этом каких-либо заметных эффектов на другие части тела. Сейчас ученые испытывают новое лекарство на приматах.

Авторы работы полагают, что DHED будет особенно полезен для женщин с преждевременной менопаузой, вызванной хирургическим вмешательством, поскольку они испытывают особенно сильные изменения гормонального уровня и дольше страдают от побочных симптомов.

Эксперты, однако, предостерегают от чрезмерного оптимизма, так как эстрогены нужны не только мозгу, но и костям для профилактики остеопороза.

заместительная гормонотерапия менопауза прогестаген эстрогены