Могильник «Фронтовое-3» II-IV вв. н.э., обнаруженный в ходе археологических раскопок на участке будущей автотрассы «Таврида», не пострадал от рук современных мародеров. В нем сохранилось множество уникальных артефактов, которые хранят историю позднеримского периода полуострова. О том, что удалось найти археологам, рассказал Игорь Гавритухин, старший научный сотрудник Института археологии РАН.
По найденным артефактах можно определить уровень благосостояния людей, которые жили в долине реки Бельбек. Можно сказать, что они относились к зажиточному среднему классу. Есть, конечно, и бедные погребения, но таких мало. Среди погребенных были и воины – это можно определить по клинку от древнего оружия, мечу и частям щита, найденным в склепе могильника.
Ученые обнаружили также монеты и предметы обихода: амфоры, стеклянные флаконы, керамическую посуду, части зеркальца, шкатулок. Дошел до наших дней и обувной набор: застежка и наконечник ремешка. Первая выполняла практическую функцию, а второй – декоративную.
Как отметил Игорь Гавритухин, артефакты важны не отдельно сами по себе, но в наборе: так можно определить, как менялась технология создания сходных вещей, материал этих изделий может поведать о разных торговых и дипломатических связях народов. За время раскопок на «Фронтовом-3» ученые нашли набор полихромных украшений: серьги, браслеты, перстни, - которые относятся ко II-IV вв. н.э. Подобные украшения встречались в Крыму не раз, а вот полихромная фибула (металлическая застежка для одежды) была найдена на полуострове впервые. Полихромная значит «многоцветная»: она сделана из серебра, позолоты со вставками сердолика (или карнеола) – драгоценного камня красноватого цвета.
Мода на фибулы менялась довольно часто – и по форме этих фибул можно точно определить период их производства и местность. Более выгнутая форма застежки – двучленной прогнутой подвязной – характерна для Центральной Европы. Находка подобной фибулы говорит о том, что моду на нее принесли народы Восточной Германии.
После реставрации найденные артефакты будут переданы в Херсонесский музей-заповедник в Севастополе.