Навык ориентации на местности помогает птенцам чаек защищаться от сородичей

Новосибирские экологи провели исследование изменчивости поведения птенцов барабинской чайки.

Ученые Новосибирского государственного университета и Института систематики и экологии животных СО РАН провели исследование изменчивости поведения птенцов барабинской чайки и описали варианты поведения, способствующие наибольшей выживаемости. Об этом сообщает сайт НГУ.

Особенность развития птенцов барабинской чайки (Larus barabensis) состоит в том, что они сталкиваются с повышенным, по сравнению с другими менее крупными чайками, риском инфантицида (детоубийства) и каннибализма со стороны взрослых обитателей колонии. Когда птенцы появляются на свет, у чаек многократно вырастает агрессивность к соседям, и буквально за один-два дня родители «учатся» отличать собственных птенцов от чужих.

«Чужой птенец, с одной стороны, опасен для хозяев гнезда тем, что может своровать еду, предназначенную их собственным птенцам. С другой — это потенциальная добыча. А поскольку для крупной чайки простейший способ “прогнать” чужого птенца — это его убить, то взрослые птицы таким нехитрым способом совмещают задачи защиты выводка и собственного пропитания», — объяснил старший преподаватель ФЕН НГУ, кандидат биологических наук Алексей Друзяка.

В рамках исследования у каждого птенца оценивался уровень развития когнитивных способностей с помощью задачи на ориентирование в экспериментальной установке «Лабиринт», адаптированной для птенцов чайковых. В период насиживания кладок около ста гнезд птиц огородили вертикальным забором, высотой до 50 см. В одном замкнутом контуре оказывалось от 5 до 20 гнезд. Загородки не мешали птенцам и их родителям жить своей обычной жизнью, но в то же время позволяли ловить птенцов для регулярных измерений и взвешиваний и для проведения экспериментов. Исследователи протестировали в лабиринте 80 птенцов в возрасте от 8 до 23 дней. 20 из них подвергались испытанию повторно через несколько дней после первого эксперимента.

В ходе эксперимента птенца вначале подвергали достаточно сильному стрессу, имитирующему неудачную поимку хищником, затем предлагали ему относительно простую задачу на ориентирование — оставляли в центре незнакомого ему лабиринта и наблюдали 15 минут за попытками выйти.

По результатам теста экологи установили, что около 31,75% птенцов, выходя из лабиринта, использовали для ориентирования «внутреннюю информацию» — метод счисления пути, а около 45% птенцов выбирали путь случайным образом. Еще 23,75% птенцов не вышли из лабиринта в течение 15 минут после начала эксперимента, поскольку часто совершали продолжительные остановки на месте и, в результате, проделали меньший путь, чем было необходимо для того, чтобы выйти.

Исследователи сделали вывод о том, что условия раннего развития, связанные с качествами родительской пары (бюджетом времени и размером охраняемой территории) способствуют формированию у птенцов различных вариантов поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни, каждый из которых способствует наилучшей выживаемости птенцов именно в этих условиях.

larus barabensis ориентация в пространстве птенцы чайки