Материалы портала «Научная Россия»

Заседание совета Российского Союза ректоров: рейтинги и экзамены

Заседание совета Российского Союза ректоров: рейтинги и экзамены
На заседании совета РСР 22 ноября обсуждались актуальные вопросы российского образования, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета».

22 ноября в МГУ имени М. В. Ломоносова состоялось итоговое в этом году заседание совета Российского Союза ректоров, на котором выступили ректор МГУ президент РСР академик Виктор Садовничий, министр образования и науки РФ Ольга Васильева и помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Обсудить актуальные вопросы российского образования, определить векторы его развития собралось более 90 руководителей вузов из регионов. Среди основных вопросов — новый рейтинг вузов, ЕГЭ, гуманитарное образование и педагогические кадры.

«Три миссии университета»

Одной из важных тем участники заседания сочли создание московского международного рейтинга университетов. В мире таких рейтингов множество, но на слуху только три: Times Higher Education, QS World University Rankings и Шанхайский — они считаются самыми прогрессивными. Для чего России понадобился свой собственный рейтинг, который бы также претендовал на место международного ориентира в сфере высшего образования?

«Мне все время казалось несправедливым, что такая могучая страна, как Россия, страна с такими традициями, с одной из лучших систем образования в мире (какой она была), не имеет своего голоса — объясняет президент РСР Виктор Садовничий. — Поэтому нашей задачей было создать рейтинг, который более широко "смотрит" на университеты, который будет авторитетным, объективным».

Ректор МГУ уже давно предлагал создать такой рейтинг — и вот, год назад соответствующее указание дал президент страны. К сегодняшнему дню удалось создать базу этого рейтинга, определить критерии оценки вузов. Не остался рейтинг и без звучного названия: «Три миссии университета». Три миссии — это образование, наука и влияние университета на общество (последнее не учитывается другими рейтингами).

К концу этого года планируется завершить все организационные процессы, к апрелю 2017-го — опубликовать российский сегмент рейтинга. Всего в рейтинге три сегмента: на уровне страны, на уровне «региона» — например, страны БРИКС — и на международном уровне. В сентябре должна быть опубликована полная версия рейтинга.

ЕГЭ и/или собственный экзамен

Еще говорили о едином экзамене. Никто не отрицает очевидные преимущества ЕГЭ —возможность для школьников из регионов поступить в крупные вузы, снижение уровня коррупции в этой области, роль этого экзамена как наукометрического показателя вуза. Как отметил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, если вуз имеет высокий показатель уровня государственного экзамена, то туда стремятся абитуриенты.

Другое дело — формат этого экзамена: тесты объективно проверяют столько знания, сколько уровень натасканности. Виктор Садовничий обратился к министру образования Ольге Васильевой с просьбой разрешить вузам проводить дополнительный вступительный экзамен. Он привел в пример МГУ имени М. В. Ломоносова. Вместо одного показателя знаний университет учитывает три: ЕГЭ, олимпиады школьников и собственный экзамен — и последний ставит все на свои места.

Министр образования поддержала предложение о дополнительном вступительном экзамене и рассказала о модернизации системы ЕГЭ — а именно о сокращении тестовой части, что особенно важно для гуманитарных дисциплин. И некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: в 2016-м году тестовой части не стало в обществознании, в истории, в географии, в информатике, а в 2017-м теста не будет в экзаменах по химии, физике, биологии.

Классический университет: модель прошлого или будущего

Проблема не только в выпускном экзамене как таковом, но и в общей ситуации с гуманитарным образованием. На заседании показали результаты опроса людей разных профессий (от журналистов до IT-специалистов) и разных возрастов по истории России. Оказалось, в частности, что из недавних выпускников лишь немногие знают, кого и в каком году свергли большевики и как этого человека звали. Ольга Васильева пришла к такому выводу:

— У нас большие вопросы не только в области воспитания, но и в области подготовки гуманитариев и в области преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах. В каждом вузе есть обязательные предметы — история, русский язык и культура речи. У меня убедительная просьба к вам — не заменять эти предметы ничем другим, на чем настаивает выпускающая кафедра.

Проблема современного уровня гуманитарного образования лежит в плоскости проблемы классических университетов. Эту взаимосвязь отметил Сергей Валентинович Землюков, ректор Алтайского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай. В последнее время уровень и значение классических университетов в системе России снизились, например, за последние десять лет в Алтайском государственном университете на такие направления подготовки, как филология, история, философия, искусство и психология бюджетные места не выделялись, а если и выделялись, то не более пяти мест.

«Классическое образование отличается от профильного как раз фундаментальностью, более широким подходом к образовательным программам, — уверен Сергей Землюков. — Именно в классическом университете формируется личность и соответствующие элиты, представители которых преподают в ведущих вузах и в школах. В этом предназначение классического университета. Традиции — как российские, так и европейские — говорят о том, что к нему надо возвращаться. Это очень важно с точки зрения регионального образования».

Вернуться к фундаментальному образованию и повысить качество подготовки педагогов — одна из задач, которую сейчас решает Министерство образования. Ольга Васильева обрисовала концепцию новой системы для выпускников классического университета, который хочет прийти работать в школу. Либо это будет второй дополнительный диплом — который можно получить в том же университете, который закончил, либо педагогическая магистратура очно-заочной формы обучения.

Поддержка нужна не только «потенциальным» педагогам, но и учителям со стажем. Будут полезны съезды школьных учителей — если не на российском уровне, то хотя бы на региональном, — а также в форме летних школ, по примеру той, что проводит МГУ.

[Фото: Татьяна Матвеева]

андрей александрович фурсенко виктор антонович садовничий гуманитарное образование мгу имени ломоносова михаил николаевич стриханов московский международный рейтинг университетов ольга юрьевна васильева российский союз ректоров российское образование сергей валентинович землюков

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий