2 ноября в Санкт-Петербурге состоялось совместное заседание президиума Российской академии наук (РАН) и ученого совета Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Заседание посвящено 100-летию Физико-технического института.

10:41 мск Совместное заседание открывается приветственным словом президента Российской академии наук (РАН) Александра Сергеева.

10:43 мск "Физтех для нас — это, конечно, очень тесная связь научных разработок с внедрениями. Пожалуй, с самого своего основания славился именно этим. Если посмотреть, то в каких-только направлениях исследований таких внедрений не происходило. Это и вопросы физико-технические, и энергетические. Это есть и внедрение в сельское хозяйство", — Сергеев.

10:48 мск "Именно Физико-технический институт разработал первую в нашей стране систему передачи электроэнергии на постоянном токе", — Сергеев.

10:50 мск Александр Сергеев награждает руководство физтеха почетной грамотой и подарком к 100-летию.

10:51 мск "От имени коммитета по подготовке 100-летнего юбилея, от имени Министерства науки и высшего образования хочу присоединиться ко всем тем словам, которые говорит Александр Михайлович. Все заслуги физтеха за этот вековой период его жизни — они известны и в стране, и в мире, и они во многом определяли облик нашей страны. Физтех — один из лидеров развития науки и развития технологий", — министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

10:54 мск "Физтех и сегодня является фактически основоположником ряда новых отраслей экономики, это точно наш флагман в реализации стратегии научно-технологического развития", — Котюков.

10:56 мск Вице-Губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов присоединился к поздравлениям с юбилеем. "Хочется пожелать всем, чтобы вы все занимались наукой очень успешно и чтобы возраст, средняя продолжительность жизни ваших сотрудников увеличивалась как можно больше. С праздником!"

11:00 мск Научный руководитель ФТИ имени А.Ф. Иоффе  академик РАН Андрей Забродский представляет доклад об истории физтеха и о его жизни в XXI веке.

11:02 мск "Физтех — колыбель отечественной физики. Здесь, в научной школе Абрама Федоровича Иоффе проходило становление многих выдающихся российских ученых, физиков, химфизиков", — Забродский.

11:04 мск Из лабораторий и филиалов ФТИ в разных городах страны создано около 20 организаций физико-технического профиля, с которыми он щедро делился своими кадрами. С выделением из физтеха в 1972 году ЛИЯФа туда ушла ядерная физика. Одновременное присоединение ИПАНа усилило полупроводниковое направление ФТИ.

11:06 мск "Есть еще два направления, которые находятся на мировом уровне и активно развиваются в физтехе: это физика и технология горячей плазмы и управляемого термоядерного синтеза, из которого выросло в конце XX века направление компактных токамаков. Единственный токамак, который был создан за последние тридцать пять лет, это наш с вами "Глобус". Другое направление, которым мы заслуженно гордимся, — в общем астрофизика, но если говорить точно, то это астрофизика высоких энергий", — Забродский.

11:13 мск Успешно партнерство физтеха с компанией LENOVO о создании российской солнечной наземной кремниевой энергетики. На территории физтеха был построен научно-технический центр для осуществления подготовки НИОКР. При участии ФТИ активно строятся солнечные электростанции — например, Бурибаевская СЭС (10 МВт, Республика Башкортостан) и кровля Ж/д вокзала "Олимпийский парк" в Сочи (127,5 кВт)

11:19 мск "По сравнению с советским временем бюджет у нас диверсифицирован: если раньше это был в основном бюджет Российской академии наук, то сейчас у нас есть госпрограммы и госфонды, у нас есть хоздоговора. Это плюс, которого раньше не было", — Забродский.

Бюджет 2018 года — 3 млрд. руб

11:23 мск Институту удалось привлечь 600 млн. рублей на модернизацию сферического токамака, направленную на краткое увеличение магнитного поля и потока нейтронов.

11:28 мск Благодаря поддержке Санкт-Петербурга и Минобрнауки удалось добиться выделения дополнительных объемов финансирования в 2018-2020 годах. Для завершения проекта необходимо получить согласование Минобрнауки на корректировку проекта как в части увеличения стоимости импортируемого ьехнологического инженерного оборудования (926 млн рублей в ценах 2017 года), так и в части актуализации проектных решений (350 млн рублей в ценах 2017 года). Общий объем инвестиций составит 6 млрд рублей.

11:31 мск К 2023 году планируется увеличить численность аспирантуры с 91 до 120 человек, реализовать предоставленное право самостоятельного присуждения ученых степеней, создать докторантуру, лекторий для школьников.

11:35 мск "Мне кажется, что сейчас, в рамках создаваемого и реализуемого нацпроекта "Наука", нам надо максимально усилить кооперацию с университетами города, причем пустить ее в такое взаимовыгодное русло. Это огромный резерв и формально — по части публикаций, и по сути дела для развития физико-технического направления", — Забродский.

11:40 мск "Физтех — лидер в нашей стране по публикационной активности. У нас пять ведущих физических журналов, в этого года мы сами их и издаем. Полностью окунулись и ощутили все проблемы этой работы", — Забродский. Научный руководитель физтех также обратил внимание на то, что с разделением научных журналов на квартили, в первый и второй не попал ни один российский журнал. Если так пойдет и дальше, — наши журналы умрут.

"Давайте мы на какое-то время применим меру здорового протекционизма, договоримся с Минобром о том, что искусственно подымем номера квартилей наших журналов, чтобы их вывести на уровень с зарубежными. Честно скажем, что мы это делаем на короткое время, дальше вы должны раскрутить наши журналы, чтобы они действительно стали лучше. Эту меру, как временную, мне кажется нужно было бы применить", — Забродский.

Этот вопрос детально обсуждался на заседании бюро физтеха. Предложение Андрея Забродского поддержал вице-президент РАН Алексей Хохлов.

11:50 мск "Мы надеемся, что к концу 2020 года наш НИОКР-центр будут оборудован по последнему слову техники", — врио директора Физтеха Сергея Иванова.

12:22 мск Заместитель директора ФТИ РАН Сергей Лебедев рассказывает о текущих планах внедрения термоядерных технологий в энергетику до 2050 года:

—работа ИТЭР (экспериментальный реактор) — 2025-2035

—сооружение ДЕМО и работа на нем — 2035-2055 гг

— промышленный реактор — после 2055 гг

12:25 мск Ускоренный путь — создание источника нейтронов для применения в гибридном "синтез-деление" реакторе:

— демонстрация сочетания необходимых технологий — 2024 г

— сооружение и испытание опытного реактора — 2024-2040 гг

— промышленный реактор — после 2040 г

12:30 мск "Существование "Глобуса-М" завершилось тем, что были проведены эксперименты при увеличенном продольном магнитном поле и токе. Была произведена оценка, что мы можем получить, на что мы можем рассчитывать в модернизированной установке. Видно, что возрастает запас энергии в плазме, становится лучше удержание быстрых частиц, а этот эффективный запас быстрых частиц приводит к росту ионной температуры. Увеличение магнитного поля и тока привело к заметному росту термоядерных нейтронов", — Лебедев.

12:35 мск Сергей Лебедев представляет участникам проект "Глобус-3". Без глубокой проработки оценка стоимости проекта — 15 млрд рублей. "Пока в этот проект не вложено ни рубля", — Лебедев.

"Что нужно для того чтобы реализовать необходимый для любого реактора квазистационарный режим? Это прежде всего обеспечение разработки методов поддержания тока и, во вторую очередь, это создание магнитов с постоянным магнитным полем. Эти задачи предлагается решать на "Глобусе-3" и в этом его важное место", — Лебедев.

12:39 мск "Задачи проекта Глобус-3: демонстрация квазистационарного поддержания тока; использование нейтронно-стойких конструкционных материалов; обеспечение условий для генерации нейтронов с помощью атомарной инжекции и высокочастотных волн при использовании плазменной мишени; оптимизация геометрии дивертора; управление параметрами плазмы в условиях анизотропной функции распределения; использование сверхпроводниковых катушек магнитного поля. В принципе рассматривается возможность создания магнита с помощью ВТСП-технологии", — Лебедев.

"На наш взгляд, сооружение Глобуса-3 — прототипа компактного источника термоядерных нейтронов должно стать существенным шагом на пути развития инфраструктуры работ по проблеме УТС в Российской Федерации. Эта установка представляет интерес для мирового термоядерного сообщества, что позволяет рассчитывать на поддержание отечественных разработок в этой области на мировом уровне", — Лебедев.

12:49 мск Руководитель отделения ФТИ имени А.Ф. Иоффе Андрей Быков представляет проект гамма-обсерватории нового поколения — наземный черенковский телескоп "АЛЛЕГРО" в сочетании с орбитальными гамма-детекторами.

12:52 мск "У нас предложен проект гамма-обсерватории нового типа, который комбинирует наземный черенковский телескоп ALEGRO с орбитальными гамма-детекторами. Новизна заключается в том, что сегодня стало ясно, что гамма-излучения можно при определенных условиях детектировать и на Земле при помощи черенковской технологии: фотон, попадая в атмосферу Земли, инициирует ливень, и для наблюдения последствий этого ливня в оптическом диапазоне требуются хорошая чувствительность и быстродействие детекторов. Это позволяет делать суждения о характеристиках фотонов", — Быков.

12:58 мск "Особенность нашего предложения заключается в том, что мы хотим создать гамма-телескоп "ALEGRO", который будет работать с предельно низкими порогами детектирования. Рассматривается два варианта размещения: в Южном полушарии это пустыня Атакама на высоте 5 километров. Это необходимое условие, чтобы высота была довольно большая. У нас есть договоренность с аргентинскими партнерами [Аргентинский институт радиоастрономии — прим. НР]. И в Северном полушарии мы рассматриваем вариант высокогорной обсерватории в Приэльбрусе совместно с Институтом ядерных исследований РАН", — Быков.

13:02 мск О подгтовке кадров рассказывает главный научный сотрудник Института ядерной физики Сергей Троицкий.

13:14 мск За трибуной — президент СПб Государственного электротехнического университета Владимир Кутузов.

13:28 мск Выступает генеральный директор ОАО "Хевел" Игорь Шахрай.

13:34 мск Свое поздравление физтеху говорит Валентин Пармон. От Сибирского отделения РАН он дарит подарок — фотографию "природной наноструктуры". "Мы ориентируемся на вас! Спасибо, друзья, со столетием!"

13:37 мск Александр Сергеев предлагает обсудить постановление состоявшегося заседания.

Заседание завершено.