Таинственный провал в земле обнаружили летчики, обслуживающие местные нефтяные и газовые промыслы. На днях до кратера добрались геологи из Научного центра изучения Арктики.

Пока обследовать внутренности ямальской воронки можно только с помощью специальной видеокамеры. Для спуска в провал  необходимо профессиональное альпинистское снаряжение. К тому же насыпи, образовавшиеся по кромке всего кратера, постоянно обваливаются. Так что ученым приходилось работать на расстоянии от краев воронки.

«Мы первоначально обошли по периметру. По обваловке у нас получилось в диаметре 60 метров. Здесь небольшие еще обмеры сделали: внутренний диаметр воронки у нас получается не больше 40 метров», — рассказал Андрей Плеханов, старший научный сотрудник ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики».  Землю из недр выбрасывало на расстояние до 120 метров.

Никаких превышений естественного радиационного фона не зафиксировано. Никаких следов обгорания и обугливания также не найдено, так что метеоритную версию ученые отбросили. А в качестве основной версии появления воронки рассматривается чисто механический выброс.

В подземной полости продолжительное время скапливались вода и болотный газ. Прорваться на поверхность этой смеси мешал толстый слой вечной мерзлоты. За последние 40 лет температура вечномерзлых грунтов в этом регионе повысилась с –8º до –3º С. Слой обледеневшей земли истончился, и в какой-то момент газы прорвали его. Геологи считают, что через некоторое время воронка заполнится водой, и на этом месте возникнет глубоководное озеро.

Фото: СургутИнформТВ