Исследователи используют методы естественных наук, чтобы раскрыть географическое происхождение археологических оловянных артефактов на территории Средиземноморья, - пишет eurekalert.org.

Происхождение олова, использовавшегося в бронзовом веке, долгое время было одной из величайших загадок в археологических исследованиях. Теперь исследователи из Гейдельбергского университета и Центра археометрии им. Курта Энгельхорна в Мангейме решили часть головоломки. Используя методы естественных наук, они исследовали олово второго тысячелетия до н.э., обнаруженное на археологических раскопках в Израиле, Турции и Греции. Они смогли доказать, что олово в форме слитков происходит не из Центральной Азии, как предполагалось ранее, а из месторождений олова в Европе. Полученные данные являются доказательством того, что даже в бронзовом веке между Европой и Восточным Средиземноморьем должны были существовать далеко идущие торговые пути. Высококачественные сырьевые материалы, такие как олово, а также янтарь, стекло и медь, были движущими силами этой ранней международной торговой сети.

Бронза - сплав меди и олова - уже производилась на Ближнем Востоке в Анатолии и Эгейском море в конце четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры. Знания о его производстве быстро распространились по широким полосам Старого Света. «Бронза использовалась для изготовления оружия, ювелирных украшений и всевозможных предметов повседневного обихода, по праву завещавшего свое название целой эпохе. Происхождение олова давно было загадкой в ​​археологических исследованиях, - объясняет профессор д-р Эрнст Перницка, который ранее работал как в Институте наук о Земле при Гейдельбергском университете, так и в Центре археометрии им. Курта Энгельхорна. - Оловянные объекты и месторождения редки в Европе и Азии. В регионе Восточного Средиземноморья, где возникли некоторые из изученных нами объектов, практически не было собственных месторождений. Поэтому сырье в этот регион, вероятнее всего, импортировалось», - пояснил исследователь.

Металлы, которыми торговали в форме слитков, особенно ценны для исследований, потому что вопросы происхождения могут быть направлены конкретно. Используя данные об изотопах свинца и олова, а также анализ микроэлементов, исследовательская группа Heidelberg-Mannheim, возглавляемая профессором Перницкой и доктором Даниэлем Бергером, проверила слитки олова, найденные в Турции, Израиле и Греции. Это позволило им убедиться, что олово действительно происходит из оловянных месторождений в Европе. Например, оловянные артефакты из Израиля в основном соответствуют олову из Корнуолла и Девона (Великобритания). «Эти результаты впервые определяют происхождение металлического олова и, следовательно, порождают новые идеи и вопросы для археологических исследований», - добавляет д-р Бергер, который проводит исследования в Центре археометрии им. Курта Энгельхорна.