Группа астрономов из Института Карнеги (США) заметила экстремальную вспышку от ближайшего соседа Солнца – звезды Проксима Центавра. Результаты работы, которые могут помочь в поисках жизни за пределами нашей Солнечной системы, представлены в The Astrophysical Journal Letters. Новость появилась на официальном сайте Института Карнеги.

Проксима Центавра – это «красный карлик» с массой примерно в восемь раз меньше нашего Солнца. Звезды находится всего в четырех световых годах от центра нашей Солнечной системы. В ее системе вращаются по крайней мере две планеты, одна из которых может выглядеть примерно как Земля.

В рамках исследования, которое проводилось в течение нескольких месяцев, ученые наблюдали Проксиму Центавра с помощью девяти наземных и космических телескопов. Они зафиксировали экстремальную вспышку 1 мая 2019 года с помощью пяти телескопов, которые проследили ее время и энергию с точными подробностями. Звезда стала ярче в 14000 раз в ультрафиолетовом диапазоне.

Звездные вспышки происходят, когда изменение магнитного поля звезды ускоряет электроны до скорости, приближающейся к скорости света. Ускоренные электроны взаимодействуют с сильно заряженной плазмой, составляющей большую часть звезды, вызывая извержение, которое производит излучение во всем электромагнитном спектре.

«Проксима Центавра по возрасту примерно такая же, как и Солнце, поэтому в течение миллиардов лет она испускала на свои планеты вспышки высокой энергии, – отмечают авторы работы. – Изучение этих экстремальных вспышек с помощью нескольких обсерваторий позволяет нам понять, что претерпели планеты в системе звезды и как они могли измениться».

Чтобы увидеть, сколько вспышек исходит от Проксимы Центавра, исследователи направляли на звезду девять различных инструментов на 40 часов в течение нескольких месяцев в 2019 году. Среди инструментов были телескоп DuPont в обсерватории Карнеги Лас-Кампанас в Чили, космический телескоп «Хаббл», большая миллиметровая решетка Атакамы (ALMA), спутник для исследования транзитных экзопланет НАСА (TESS). Пятеро из них зафиксировали крупную вспышку 1 мая на Проксиме Центавра. Это был первый раз, когда астрономы получили такое многоволновое покрытие звездной вспышки. Обычно считается удачей получить наблюдения с двух инструментов.

Этот метод позволил увидеть одну из самых глубоких «анатомий» вспышки любой звезды в галактике. Хотя он не производил много видимого света, он произвел огромный всплеск как ультрафиолетового, так и радио- или «миллиметрового» излучения. Эти сигналы могут помочь исследователям собрать больше информации о том, как звезды генерируют вспышки.

[Иллюстрация: ROBERTO MOLAR CANDANOSA / CARNEGIE INSTITUTION FOR SCIENCE, NASA/SDO, NASA/JPL]