Аппарат Феникс.Источник фото: НАСА

Аппарат Феникс.
Источник фото: НАСА

Открытие орбитального аппарата «Марс Одиссей»  показало, что в марсианской Арктике есть лёд – он скрывается чуть ниже уровня земли. С учётом того, что жизнь возможна даже в самых экстремальных условиях, это подогрело научный интерес к извечному вопросу: а есть ли жизнь где-то, кроме нашей планеты? Может, на Марсе?

Учёные надеялись, что подобно земным пустыням, полярные пустыни Марса могли бы быть обитаемы, и если не крупными организмами, то хотя бы мельчайшими. Предположения основывались на том, что если на Марсе когда-то кто-то обитал, то при таянии льда находящиеся в анабиозе организмы могут ожить.

4 августа 2007 года с космодрома на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя «Дельта-2»  был запущен космический аппарат «Феникс» НАСА. Это шестой аппарат, который сел на поверхность Марса и первый – в арктическую его часть. Перед «Фениксом» поставили две смелые цели: изучить историю воды в марсианской Арктике (благодаря чему у проекта появился свой неофициальный лозунг «За водой!») и исследовать среду с целью выявления благоприятных условий для обитания организмов. Комплекс оборудования позволил пробурить поверхность вблизи северного полюса Марса, чтобы найти лёд. И это удалось сделать. 18 июня 2008 года «Феникс» нашёл лёд, который затем растаял. Оказалось, что он был из воды. Другим важным достижением аппарата стало то, что он провёл химический анализ грунта: ph  грунта составил от 8 до 9 единиц, что соответствует слабощелочным почвам, также в почве были найдены соли хлорной кислоты.

Аппарат «Феникс» проводил исследования на поверхности Марса 157 марсианских суток вместо запланированных 90. Его работа завершилась от недостатка энергии, которая была вызвана слабым солнечным освещением в зимних условиях Марса. Последние сигналы с Марса от «Феникса» были получены 2 ноября 2008 года. Увы, о находках жизни по завершению этой миссии не сообщают.

Идёт 2021 год, но учёные продолжают исследовать грунт Марса уже в других миссиях. 18 февраля 2021 года произведена посадка на Марс аппарата «Персеверанс». В отличие от «Феникса», он может передвигаться по грунту и отбирать пробы сразу в нескольких местах, помимо этого, в планах доставить этот грунт на Землю для дальнейшего изучения. Для чего учёным это необходимо? Более миллиарда лет назад Марс имел атмосферу, что отличается от сегодняшней, но под действием солнечного ветра почти вся она, 80-90%, была унесена. Это выявили учёные из Колорадо.  Открытие позволяет учёным считать, что ранее Марс мог удерживать на своей поверхности воду, и на Марсе могла существовать жизнь. Если так, то в каких формах она была? Были ли когда-то на Марсе густые заросли тропических растений и большое разнообразие животного мира? Что было на Марсе миллиарды лет назад, можно ли думать, что эти пустынные марсианские просторы – будущие виды планеты Земля? Исследователи Марса подобны археологам, которые изучают прошлое, но на многие миллиарды лет ранее.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник фото на главной странице: life.ru