Юнона прибыла к Юпитеру в июле 2016 года, и, согласно изначальному плану, в октябре должна была перейти на короткую орбиту, чтобы быть поближе к объекту изучения. Однако проблемы с двигателем вынудили не рисковать. Об этом сообщает Лаборатория реактивного движения, тесно сотрудничающая с НАСА. Проблема не столько с получением данных, сколько со временем, потому что меньший объем данных означает замедление карьер и потенциальные проблемы с финансированием после июля 2018 года.

Аппарат Юнона останется на длинной орбите — полный оборот вокруг Юпитера происходит за 53 дня. Причина в некорректной работе двух клапанов двигательной системы, из-за чего нет уверенности в безопасности маневра, который еще четыре месяца назад должен был перевести аппарат на короткую орбиту, на которой полный оборот занимал бы всего 14 дней.

Однако само по себе это обстоятельство проблемы не представляет. «Для науки возможностей больше с использованием длинной орбиты», — сказал Скотт Болтон (Scott Bolton), ведущий исследователь миссии и планетолог. В дополнение к уже запланированным измерения гравитационного поля Юпитера, с целью исследовать его внутреннюю структуру (планета вообще закрыта облаками), и измерения содержания воды, у Юноны будет дополнительное время, чтобы сделать измерения на границах магнитосферы Юпитера.

На длинной орбите минимальное расстояние до облачного покрова такое же, как и на короткой, а именно 4100 км. Только времени на программу наблюдений понадобится больше — вместо того, чтобы закончить все в начале 2018 года, придется продлить миссию до середины 2021 года.

«Юнона здорова, все научные инструменты полностью работоспособны, ИА данные и изображения, которые мы получают, совершенно потрясающие, — сказал Томас Цурбакен (Zurbuchen) из НАСА. — Решение отменить маневр было правильным — сохранить ценный актив [аппарат стоит около $1,1 млрд. — Научная Россия], чтобы Юнона могла продолжить свои исследования.

Однако будут трудности у ученых, участников миссии — длинная орбита означает замедление поступления данных, а это замедление означает, что будет меньше публикаций и медленнее карьеры. Измерения гравитации Юпитера, запланированные на вторую часть миссии, тоже могут оказаться под вопросом, если что-то пойдет не так в технической части или НАСА решит сократить финансирование — сейчас деньги рассчитаны до июля 2018 года.

[Фотография: облачный покров Юпитера в районе Южного полюса, сфотографировано аппаратом Юнона (Juno) 2 февраля 2017 года. NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/John Landino]