Палеонтологи из Китая, Южной Кореи и США обнаружили в горных породах формации Хасан-Донг (Южная Корея) 29 следов неизвестной ископаемой рептилии. Оценив их форму и расположение друг относительно друга, ученые предположили, что они принадлежали пресмыкающемуся, похожему на ящерицу и передвигвашемуся по большей части на задних ногах. Научная статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Из 29 обнаруженных следов 25 явно принадлежат задним конечностям. Они образуют прямую дорожку. Четыре оставшихся следа отличаются по размеру и форме и, по всей видимости, представляют собой отпечатки передних ног. Из таких данных авторы сделали вывод, что животное, оставившее эти следы, перемещалось по большей части на двух ногах — задних.

Возраст находки, как и формации, где следы были обнаружены, скорее всего, составляет от 110 до 128 миллионов лет. В то время на Земле обитало множество птерозавров. Предполагается, что в попытке уйти от них по земле ящерицы могли перемещаться на двух ногах. Подобное сейчас делают южноамериканские ящерицы василиски. При этом они достигают гораздо больших скоростей (и даже могут за счет этого «ходить по воде»), чем при перемещении на всех четырех конечностях.

Фрагментов скелета ящерицы, оставившей странные следы, не сохранилось. По форме отпечатков ее лап можно предположить, что она была похожа на игуан. Несмотря на отсутствие фрагментов тела, находке присвоили видовое название — Sauripes hadongensis. Пока скелет заурипеса не будет обнаружен, он останется ихнотаксоном — ископаемым животным, известным только по следам своей жизнедеятельности (отпечаткам лап, окаменевшим фекалиям или отрыгнутым массам). Однако шанс найти кости Sauripes hadongensis, да и многих других ящериц, не очень велик: эти рептилии предпочитали жить в таким условиях, где скелеты и мягкие ткани тела очень плохо сохраняются.

[Иллюстрация: H. Lee et al/Scientific Reports]