Геологи из университета Виктории в Веллингтоне произвели подземные взрывы на месте стыка Тихоокеанской и Австралийской тектонических плит, для того, чтобы по сейсмическим волнам получить информацию о тектонических плитах. Результаты были опубликованы в журнале Nature.

Новозеландские геологи сами спровоцировали сейсмические волны, они заложили более полутонны взрывчатки в ямы глубиной 50 метров, которые пробурили на территории длиной примерно в 100 км на севере Новой Зеландии. Мощные взрывы породили сейсмические волны, дошедшие до основы тектонической плиты, отразившиеся от нее и вышедшие наружу, где их зарегистрировала тысяча сейсмографов.

Взрывы были проведены на месте стыка Тихоокеанской и Австралийской тектонических плит, встречающихся под углом примерно в 12-15 градусов, — идеальный вариант для хорошего отражения сейсмических волн. Мощность взрывов была такова, что они были слышны на расстоянии 10 километров.

Таким образом ученые получили данные о структуре тектонической плиты, так как сейсмические волны отражают все слои, через которые они проходят. До этого геологи уже пытались получить такую информацию во время землетрясений, но тогда они регистрировали только низкочастотные волны, которые приносили не так уж много информации. Теперь же данных было получено намного больше, и самое интересное открытие говорит о том, что под тектонической плитой находится тонкий скользкий слой, по которому эта плита и передвигается со скоростью несколько сантиметров в год.

Однако, если даже этот эксперимент и дает ответ на вопрос, каким образом передвигаются тектонические плиты, то остается открытым другой, быть может еще более важный вопрос — почему они это делают?

На сегодняшний день существует несколько объяснений этого феномена — одни считают, что плиты двигаются, потому что на них оказывается давление по краям другими плитами. Есть мнение также, что на них влияет жар, исходящий от земной мантии. Впрочем, ни одна из этих теорий пока не получила всеобщего одобрения.

Как заметил руководитель проведенного в Новой Зеландии исследования Тим Стерн (Tim Stern), в теории тектонических плит еще должны быть совершены новые фундаментальные открытия.