Такой взрыв может объяснить источник некоторых гравитационных волн, пишет портал Science News со ссылкой на статью в журнале Science.

Астрономы впервые наблюдали странное явление: массивную звезду в «предсмертных муках», внешние слои газа которой уже были медленно выкачаны ее соседом, нейтронной звездой или черной дырой. В результате взрыва подобной сверхновой могут образоваться двойные нейтронные звезды. Такую пару пульсаров обнаружили в 2017 году.

"Исхудавшую" сверхновую заметили по взрыву в галактике на расстоянии около 930 миллионов световых лет от Земли с помощью оборудования The intermediate Palomar Transient Factory (iPTF) в октябре 2014 года. Умирающая звезда получила название iPTF 14gqr. Обычно сверхновая детонирует, когда ее масса более чем в восемь раз превышает массу Солнца, она сожгла все свое "топливо" и больше не может сопротивляться силе гравитации. Ядро ее разрушается, оставляя после себя плотную нейтронную звезду. Между тем, взрыв высвобождает оставшиеся внешние слои газа наружу в виде яркой вспышки, которая обычно длится около 17-20 дней.

Но свет iPTF 14gqr исчез через семь дней. Также она излучала необычайно мало энергии для сверхновой. Хотя звезда была примерно в 10 раз массивнее Солнца, она выбросила только одну пятую часть массы нашего светила, когда взорвалась. Как считают учёные, лучшим объяснением является то, что звезда потеряла большую часть своего материала ещё до того, как она умерла.

Результатом подобного взрыва может быть пара компактных звездных «трупов», будь то две нейтронные звезды или же нейтронная звезда и черная дыра. В 2017 году астрономы обнаружили гравитационные волны, которые исходили от слияния двух пульсаров, поэтому исследователи знают, что такие дуэты существуют. Тогда не было ясно, как эти звезды смогли так сильно приблизиться друг к другу. Открытие iPTF 14gqr дает подсказку: возможно, они сформировались рядом и им оставалось лишь немного (в масштабах Вселенной, конечно) подойти ближе.

В 2013 году астрофизик Томас Таурис (Thomas Tauris) из Орхусского университета в Дании предсказал существование странных сверхновых, подобных iPTF 14gqr.

На изображении показана спиралевидная галактика, удаленная примерно на 930 миллионов световых лет от Земли до (слева) во время (в центре) и после (справа) взрыва слабой сверхновой под названием iPTF 14gqr (видна внутри пунктирного круга в середине).

[Фото: Science News]