Построить эффективную модель региональной политики в сфере высшей школы, чтобы преодолеть экономическую периферийность и активизировать инновационное развитие – одна из задач экономико-географов Смоленского государственного университета

Современные условия глобализации и скоростные информационные технологии определяют тенденции развития региональных центров высшего образования, что выражается востребованностью подготовленных специалистов. Человеческий капитал – важнейший фактор регионального развития. Известный американский экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля в 2018 году Пол Ромер особо отмечал роль инвестиций в образование как эндогенного фактора экономического и технологического роста. Но для этого необходима оценка территориальной организации высшей школы, а также учет взаимодействия столицы и периферии в образовательном пространстве страны. Поэтому требуется методология изучения взаимосвязи регионального развития и развития систем высшего образования. Важно знать не только, чему учить (содержание образования), но и где развивать различные направления высшей школы (география образования).

Смоленские специалисты изучают механизмы, структуру и пространственную организацию высшего образования России с позиции региональных интересов и разрабатывают направления пространственной модернизации системы высшего образования. Пристальное внимание и поддержка требуются приграничным территориям страны, поскольку они имеют особый статус. Все приграничные регионы России Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года отнесены к геостратегическим. Структура высшего образования оказывает значительное  влияние на  стратегию регионального развития и нуждается в модернизации.

Катровский Александр Петрович – доктор географических наук, профессор кафедры географии, Председатель Смоленского отделения Русского географического общества. Главный редактор журнала «Региональные исследования». Автор более 200 научных трудов

Александр Петрович Катровский – доктор географических наук, профессор кафедры географии, Председатель Смоленского отделения Русского географического общества. Главный редактор журнала «Региональные исследования». Автор более 200 научных трудов

Специалист в области региональной политики и регионального развития, доктор географических наук, профессор кафедры географии СмолГУ Александр Петрович Катровский – сообщил об актуальных  проблемах, связанных с недостаточным вниманием к пространственной организации высшей школы и коснулся разных аспектов изучения российско-белорусского приграничья.

 

На фото представлена книга «Ю.Г. Саушкин. Географическое мышление», выпущенная в Смоленске в 2011г. Автор монографии Юлиан Глебович Саушкин – известный советский экономико-географ, заведующий кафедрой экономической географии СССР Московского университета - наставник и первый учитель Александра Катровского

 

Профессор Александр Катровский более 15 лет занимается российско-белорусским приграничьем. Приграничные территории России и Белоруссии значительно различаются по отдельным параметрам. В одной из своих работ ученый указал на так называемую пространственную асимметрию (социально-экономическую асимметрию, которая создает проблемы гармоничному развитию российско-белорусского трансграничного региона).

Почему российско-белорусское приграничье?  «Ответ очень прост: потому что я сам являюсь жителем приграничья. В географии есть серьезная проблема – проблема соседства, или эффект границы. Если граница выполняет барьерную функцию, то эффект носит негативный характер. Чем она более прозрачна, чем легче проникают товары, поток информации – тем лучше для сотрудничества. На протяжении 25 лет с приходом А.Г. Лукашенко в качестве руководителя соседней страны была тенденция к увеличению прозрачности. Поэтому наибольший позитивный эффект от прозрачности границ должны были получить именно приграничные территории. Но три российские приграничные с Белоруссией области оказываются самым слабым звеном в западном порубежье нашей страны (если провести от Мурманска до Ростова) – Псковская, Смоленская, Брянская. И с белорусской стороны от взаимодействия должны были выиграть именно восточные регионы – Могилевская и Витебская области, но они развиваются за последние 20 лет медленнее, чем, например, Гродненская и Брестская», – пояснил Александр Катровский.

   Так новый проект, который возглавил профессор Катровский, «Приграничье как часть географического пространства между Москвой и Минском» (сроком с 2020-2022гг.) по гранту РФФИ посвящен межстоличью. Научная команда представлена СмолГУ (г. Смоленск), МГУ (г. Москва) и БГУ (г. Минск). Белорусскую сторону впервые представляет Белорусский государственный университет, так как ранее российские специалисты сотрудничали с коллегами из Могилёва. Как отмечает Александр Катровский, в этом исследовании ученые попытаются «посмотреть на проблему российско-белорусское приграничья как на часть межстоличного пространства».

Еще в советское время в научной среде возникла идея о том, что приграничье   – уникальное географическое положение и это пространство нужно развивать как единое целое, в частности, между Москвой и Минском. Похожие работы по межстоличью есть, но они направлены на исследование внутри России (между Москвой и Санкт-Петербургом, между Хабаровском и Владивостоком). Новизна данного проекта смоленских ученых и их коллег в том, что он, по словам профессора Катровского,  «представляет собой попытку рассмотреть приграничье и  направить в нужное русло в рамках Союзного государства,  чтобы граница объединяла, а не разъединяла».  

По убеждению Катровского, существует геополитическая «целесообразность строительства первой высокоскоростной дороги не на Питер и Казань, а на Минск (об этом ученый высказывал мнение еще в 2013 году). Дороги как скрепы Союзного государства. Нужно перейти к наднациональному развитию приграничья как единого целого. Почему бы не попытаться объединить планирование и стратегирование, отвечающих интересам двух стран? Территориальные интересы должны учитываться в Могилевской, Витебской, Гомельской областях и трёх российских областях, чтобы это было во благо и России, и Белоруссии».

В известной степени на развитие приграничных областей большое влияние оказывают столицы. Причем, если в Российской Федерации приграничной и одновременно пристоличной является только Смоленская область, то в Белоруссии таких две: Витебская и Могилевская.

«Москва – носитель передовых технологий. Но есть негативные аспекты, среди которых особое место занимает «утечка мозгов».   Не так давно мы выполняли проект, и наши исследования по Смоленской области показали, что мечта выпускников смоленских вузов: уехать в Москву. В этом году опросы выпускников школ тоже показали, что более 50 % собираются поступать в вузы Москвы, но самое тревожное в том, что около 60% из них не собираются возвращаться. То есть это миграция навсегда. А это потеря человеческого капитала.  Депопуляция, особенно отток квалифицированных кадров, это проблема не только сельской местности и малых городов, это проблема в настоящее время и для больших городов: Смоленска, Пскова, Брянска. И если на развитие Смоленска и Брянска в первую очередь влияет Москва, то на развитие Пскова близость Санкт-Петербурга. То есть приграничные города находятся в тени столичных городов.  Как решать эту проблему? На вопрос «почему», многие выпускники дают ответ: что здесь делать? А ведь молодежь –   это будущее страны.  Псков вообще получил статус столицы депопуляции. В 2004 году Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, говорил: «Нет проблемы более важной для России, чем проблема демографическая. Проблема сохранения русского, российского народа», – считает Александр Кратовский.

В этой связи профессор СмолГУ говорит о необходимости найти решение вопросов высшей школы на региональном уровне:

«Нам казалось, что в этом случае нужно поставить перед властью вопрос о высшей школе, то есть через высшую школу развивать регион. Но сегодня мы прекрасно понимаем, что хорошие университеты не могут быть островками без инфраструктуры. Выпускники университетов должны иметь возможность реализовать себя на интересной работе и не только в Москве или Санкт-Петербурге. Брянская область в настоящее время имеет одни из лучших в ЦФО показателей экономического роста, но этот рост обеспечивает в первую очередь сельское хозяйство, где условия труда, да и зарплаты не всегда соответствуют ожиданиям выпускников вузов. Лучшие выпускники уезжают  в Москву, в том числе, после магистратуры уезжают в аспирантуру столичных городов. Многие так и остаются в Москве. Сельское хозяйство – это хорошо. Но интерес к аграрным вузам будет тогда, когда изменится само сельское хозяйство. Нельзя отделять образование от того экономического ландшафта, в котором оно существует».

Общаясь со студентами на физико-математическом факультете СмолГУ (где работает на отделении прикладной информатики в логистике), Александр Катровский убедился, что не более 10 % из них думают остаться на Смоленщине.  По  мнению смоленского ученого, «для них существуют два мегаполиса, в которых они пытаются себя реализовать. Создание федеральных и опорных университетов – правильное решение, но последние необходимо создавать практически во всех субъектах, включая Тыву или Ингушетию. И эти опорные университеты должны быть увязаны с интересами развития своих регионов, должны быть опорой регионального развития.  Сейчас таких университетов 33, а нужно много больше. Нужна экономика, основанная на знаниях. Только высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью смогут изменить уровень и качество жизни в российской провинции. Например, я был в Новой Зеландии, где есть роботизированные молочные животноводческие комплексы. У нас есть такие же в Рязанской области. Я уверен, что если такого рода комплексы стояли бы на Смоленщине и были квалифицированные кадры с высокой заработной платой, то люди  бы  оставались. Поэтому нужно хорошее образование, хорошее место работы и инфраструктура. Сейчас мы прекрасно понимаем, что экологическая обстановка у нас более благоприятная, чем в Москве и Московской области. И это шанс для подъема экономики области посредством работы дистанционно. Новое развитие предполагает преодоления так называемого «эффекта колеи». У  каждого производства есть свой жизненный цикл. Для Смоленщины чрезвычайно важно найти и развивать перспективные высокотехнологичные отрасли. Например, если посмотрим Стратегию пространственного развития, которую недавно приняли до 2025 года,  там прописаны приоритетные отрасли развития России каждого региона, но лишь небольшая часть из них, что касается Смоленской, Псковской или Брянской,  являются высокотехнологичными».

Другой проект по гранту РФФИ, над которым работают смоленские экономико-географы «Эффект колеи»: традиционное и инновационное в развитии Смоленской области».  

В чем суть исследования, профессор Катровский прояснил: «Мы не готовы критиковать преемственность, но вместе с тем есть поговорка: «В телеге прошлого трудно въехать в успешное завтра». Например, в Ельне был единственный в стране обозостроительный завод. Его уже нет. И это естественно. У нас в стране 4/5 спичечных фабрик исчезло. Есть отрасли, которые уходят. То есть структура должна модернизироваться. Почти нет добычи торфа, и он в настоящее время не рассматривается как эффективный энергоноситель. Смысл проблемы колеи – зависимость развития от предшествующих решений. Нет необходимости всегда держаться любыми средствами за предыдущую специализацию двумя руками. Но как можно изменить специализацию, если нет соответствующих кадров? «Старые» инженерные кадры уйдут, а где новые молодые? Я поддерживаю идею опорных университетов, но как это делается,  не одобряю. Важна не смена статуса или вывески, а реальная нацеленность региональных университетов на развитие регионов своей локализации».

О необходимости региональной политики в сфере высшего образования ученый убежденно говорит, вернувшись из сентябрьской рабочей поездки в Приморский край: «Во Владивостоке есть МГУ (Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского).  Почему не создать условия, чтобы этот университет стал флагманом подготовки кадров для многочисленных отраслей, связанных с морем? У нас есть особый статус университета – «национальный исследовательский университет». Эти университеты являются лидерами инновационного развития отраслей и регионов. Но почему при всей «любви» к Дальнему Востоку и Северному Кавказу, только в двух федеральных округах нет национальных исследовательских и опорных университетов? Кампус  Дальневосточного федерального университета – один из лучших в России, образец для подражания. Я думаю, что у студентов и преподавателей этого университета есть чувство гордости за то, что они имеют к нему отношение. Но университеты – это не только стены, не только лаборатории. Это  научные школы, которые нужно создавать. Поэтому можно возвратиться к советскому опыту (как академгородок в Новосибирске). Высшая школа относится к высокотехнологичным и креативным видам деятельности. Нужна целенаправленная государственная политика, направленная на формирование полицентрической структуры российского образовательного пространства. Множество точек роста требуют масштабы нашей страны. И в качестве точек роста должны выступать не только мегаполисы, города-миллионеры. Есть прекрасный пример Томска, когда во второй половине XIX века через университет возникли Сибирские Афины (именно так часто называли и называют этот город). Проблема не только в масштабах подготовки. Есть регионы, у которых очень большие масштабы подготовки, как Орловская и Курская области. Но они не стали лидерами инновационного развития России. Эта же проблема и у приграничных территорий. Проблема в том, что здесь нет университетов мирового класса. В 2012 году была поставлена задача: в 2020 году довести число университетов России в ТОП-100 мира до пяти. У нас эту программу называют 5-100.  И несмотря на то, что в числе 100 ведущих университетов мира по основным рейтингам нет пока пяти российских университетов, говорить о том, что было 8 неудачных лет – неправильно. За эти 8 лет представительство российских вузов в мировых рейтингах заметно выросло.  Да, мы не вышли на те позиции, на которые рассчитывали. Но есть реальные достижения, есть цель, к которой необходимо стремиться. Можно субъективно их оценивать. Задача состоит в том, чтобы приспособиться к этим критериям».

Александр Катровский уверен в этом, приводя пример с Китаем: «Если у нас один университет в перечне 100 лучших в мире, то у них таких 11 университетов, а когда появились рейтинги, там китайские университеты были представлены только университетами Гонконга. У них университеты не только в Пекине, Гонконге, но и в 6 городах. Это полицентризм.  Это университеты экстра-класса, или как еще пишут по аналогии с городами, «альфа-университеты». Они все являются драйверами развития высокотехнологичного производства. Будучи в Китае в Сиане, месте, где была обнаружена терракотовая армия, несколько лет назад я услышал очень интересную мысль: «Сиань слишком много сделал для Китая, пора и Китаю что-то сделать для Сианя». Китай стал развивать там несколько десятков современных университетов. Сегодня на Сиань мы не смотрим как на глубинку. Это многомилионный город, потому там есть интеллект. Можно построить университет, но если там не будет высокотехнологичной среды, то пользы будет мало. Применительно к Смоленску, Пскову, Великому Новгороду хочется эту мысль повторить».

«Экономика завтрашнего дня – экономика, основанная на знаниях. Это очевидно. У нас есть, что из опыта Китая перенять, в том числе особенности полицентрической пространственной организации», – акцентирует профессор Катровский.

Помимо географии высшей школы интересы смоленских ученых направлены на оценку социально-экономического развития городов, пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Участие в реализации актуального проекта по гранту РГО позволит отразить пространственный взгляд географов. В этом исследовании принимают участие известные ученые и молодежь СмолГУ, МГУ, СПбГУ, Тверского, Псковского университетов.

Затронуты смоленскими учеными и вопросы в туристской сфере приграничья.

По мнению Александра Катровского, «Смоленщина незаслуженно занимает место в середине  рейтинга российских регионов по туристическому потенциалу. Это второй город по возрасту после Великого Новгорода среди древнерусских городов. Еще в 863 году «Смоленск был град велик и мног людьми».  Кроме того, уникален в природном отношении ландшафт. Это истоки Днепра. Мы говорим о  Верхневолжье. Но Смоленск – единственный из наших городов, который находится на Днепре. Кроме того, Смоленская земля – это уникальная земля, давшая миру и России тысячи выдающихся  имён. И сейчас многим важно побывать в местах, где родились, жили и работами эти люди».

Выпускник аспирантуры и докторантуры Московского государственного университета профессор Александр Катровский гордится, что раз в 5 лет в Смоленске проводятся конференции памяти Юлиана Глебовича Саушкина, который более 30 лет заведовал кафедрой экономической географии МГУ.

«У нас особые трепетные отношения с Московским университетом, и мы гордимся, что выпустили серию книг с избранными трудами ученых экономико-географов ведущего отечественного вуза. Первая конференция памяти Юлиана Глебовича прошла еще в СССР в 1991 году. В 2021 году пройдет очередная конференция, и нашему совместному с МГУ «детищу» исполнится 30 лет. Так, с 2002 года издается журнал «Региональные исследования», который входит в число ведущих изданий по географии», –  отмечает профессор Катровский.

Как признается ученый, у которого много учеников, из которых 6 стали кандидатами наук, «школа – это нечто больше, чем лидер и его ученики. На мой взгляд, это позиционирование в научном пространстве. Я горжусь своими учениками, но нужно иметь что-то большее. Не могу назвать себя руководителем научной школы».

Выражая уважение к Московскому университету за царящую в нем  атмосферу научного плюрализма, профессор СмолГУ полагает: «Есть вопросы, по которым студент может не разделять позицию своего педагога. Я третий год являюсь председателем ГАК в МГУ и вижу, что ведущий российский университет воспроизводит специалистов «экстра-класса». Я сам учусь у бакалавров и у магистров: настолько были интересные работы!».

Вспоминая слова своего учителя Юлиана Саушкина, который всегда говорил: «Какая главная задача педагога? -  Научить географическому мышлению. Умение пространственно мыслить и понимать причинно-следственные связи, которые возникают в мире», Александр Катровский следует его завету, продолжая научные традиции: «Когда я вхожу в аудиторию к студентам, моя задача: научить географически мыслить своих студентов».