Вручением высоких наград увенчалось Общее собрание членов РАН 28 мая 2024 г. За яркие достижения в разных областях научной мысли — от ядерной физики до медицины — отличившиеся исследователи были удостоены Большой золотой медали РАН им. М.В. Ломоносова, Большой золотой медали РАН им. Н.И. Пирогова и золотых медалей имени выдающихся ученых.

С работами членов академии, заслужившими награды, гостей собрания кратко знакомил главный ученый секретарь президиума РАН академик Михаил Владимирович Дубина.

«Высшей наградой Российской академии наук является Большая золотая медаль РАН им. М.В. Ломоносова, которая ежегодно присуждается российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных и гуманитарных наук», — сообщил М.В. Дубина. Награду высшей пробы получили академик Дмитрий Михайлович Климов, внесший большой вклад в развитие инерциальной навигации и теории гироскопов, и иностранный член РАН профессор Хольм Альтенбах «за выдающийся вклад в развитие механики функционально-градиентных и конструкционных материалов тонкостенных структур».

Большой золотой медали РАН им. Н.И. Пирогова 2023 г. — высшей награды РАН за достижения в области медицинских наук — были удостоены академик Иван Иванович Дедов за исследования в области эндокринологии и диабетологии и иностранный член РАН профессор Рудольф Валента за изыскания в сфере молекулярной аллергологии и иммунологии.

На Общем собрании было вручено немало наград в области физики. Золотой медалью им. И.В. Курчатова наградили академика Евгения Павловича Велихова и президента НИЦ «Курчатовский институт» члена-корреспондента РАН Михаила Валентиновича Ковальчука за цикл работ «Разработка, создание и использование ядерно-физических мегаустановок для междисциплинарных исследований и энергетики». Золотую медаль им. Г.И. Будкера присудили академику Василию Васильевичу Пархомчуку за работы о развитии электронного охлаждения. Золотую медаль им. Л.Д. Ландау получил член-корреспондент РАН Александр Абрамович Белавин «за цикл работ в области теоретической и математической физики, включая квантовую теорию поля». «По совокупности работ, опубликованных за период 1977–2023 гг.», золотую медаль им. А.М. Прохорова вручили академику Александру Михайловичу Сергееву. За большой вклад в развитие научных основ термоядерной энергетики золотой медали им. А.П. Александрова был удостоен академик Валентин Пантелеймонович Смирнов.

Три награды присудили исследователям в области химии. «За выдающиеся научные работы по C-H функционализации органических соединений», оказавшие определяющее влияние на развитие органической химии и современного органического синтеза, золотую медаль им. А.М. Бутлерова вручили академику Олегу Николаевичу Чупахину. Золотой медалью им. Д.И. Менделеева наградили академика Бориса Федоровича Мясоедова за серию работ по химии актинидов. Золотой медали им. В.И. Вернадского был удостоен академик Михаил Иванович Кузьмин за значимый вклад в развитие химической геодинамики.

Были отмечены и работы в области сельскохозяйственных наук. Золотой медали им. В.Р. Вильямса был удостоен доктор сельскохозяйственных наук Виктор Корнеевич Дридигер за цикл работ по ресурсосберегающему земледелию и улучшению технологий выращивания кормовых культур. Золотую медаль им. В.П. Горячкина вручили академику Валерию Никитьевичу Ерохину за работы в области механизации сельского хозяйства.

Особую остроту в современном мире обретают изыскания в области климата. Золотую медаль им. А.М. Обухова присудили профессору РАН Евгению Михайловичу Володину за выдающийся вклад в развитие математического моделирования климатической системы Земли.

Не обошли вниманием и право: золотую медаль им. В.Н. Кудрявцева вручили доктору юридических наук Анатолию Валентиновичу Наумову за монографию «Преступление и наказание в истории России» и авторский комментарий к Уголовному кодексу РФ.

С огромной скоростью развивается российская медицинская наука, позволяя спасать все больше пациентов, прежде считавшихся безнадежными. Золотой медали им. Л.С. Персианинова был удостоен академик Николай Николаевич Володин за труд о внедрении в практику научных исследований в перинатальной медицине. Золотую медаль им. П.К. Анохина присудили члену-корреспонденту РАН Сергею Сергеевичу Перцову за серию работ «Изучение роли эндогенных иммуноактивных веществ в механизмах формирования эмоций». За работы по применению генной инженерии в борьбе с критическими ишемическими состояниями золотой медалью им. Б.В. Петровского наградили академика Александра Васильевича Гавриленко.