Выводить на орбиту огромную космическую станцию если не невозможно, то точно дорого и непросто. Проще отправлять отдельные модули и собирать в космосе станцию по частям. Об этом ученые задумывались еще до начала космических полетов. Первым шагом к сборке больших космических станций стала успешная стыковка пилотируемых кораблей Союз 4 и Союз 5. Впервые операция по успешной орбитальной сцепке прошла 16 января 1969 года.

 

14 января на орбиту вывели космический корабль Союз 4, который пилотировал Владимир Шаталов. На следующий день, 15 января, в космос вышел Союз 5 – в этом аппарате поднимались трое космонавтов: командир корабля Борис Волынов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-исследователь Евгений Хрунов.

16 января корабли состыковались – это был один из элементов подготовки к предполагаемому полету на Луну. Активным кораблем при стыковке был Союз 4, оснащенный штырем. В Союзе 5 был установлен стыковочный конус. Устройство аппаратов не предполагало люка для перехода с одного корабля на другой – перебраться можно было только через открытый космос. В качестве шлюзов использовались орбитальные отсеки. С Союза 5 на Союз 4 перешли Алексей Елисеев и Евгений Хрунов – они стали первыми комическими почтальонами, передав Владимиру Шаталову номер газеты с репортажем о старте Союза 4 и письма.

Корабли были состыкованы больше четырех с половиной часов. Союз 4, на котором было уже трое космонавтов, приземлился 17 января. Союз 5, с Борисом Волыновым на борту – еще через сутки, утром 18 января. При спуске с орбиты у корабля не сработал пиропатрон, который должен был отделить спускаемую часть от приборно-агрегатного отсека. Спускаемый аппарат был ориентирован тепловым экраном назад, а снижение пошло по нештатной траектории с закруткой и незапланированными перегрузками. Спускаемый аппарат отделился только в плотных слоях атмосферы на высоте 90 километров из-за взрыва в приборно-агрегатном отсеке, где перегрелись баки с горючим. Корабль приземлился в 600 километрах от запланированной точки, Борис Волынов остался жив, но получил серьезные травмы, в том числе и перелом корней зубов верхней челюсти. Со временем Борис Волынов восстановился и продолжил полеты в космос. Он остается единственным космонавтом из первого отряда, который жив и сегодня.

 

Фото на главной странице: aviator.guru и felicina.ru

По материалам из открытых источников