«Чтобы правильно заботиться о животном в неволе, нужно осознавать, что животное – это нечто большее, чем плоть, кровь и кости, у него есть природные желания и чувства» (Джордан и Ормрод (Jordan and Ormrod, 1978)

Всемирный день защиты слонов в зоопарках (International Day of Action for Elephants in Zoos, IDAEZ) отмечается ежегодно 20 июня. Инициаторы международного дня – зоозащитники из организации «В защиту животных». Цель сегодняшней даты – повысить уровень осведомленности общества о правах слонов в зоопарках. Главная же миссия дня – вернуть узников зоопарков в дикую природу.

Место ли животным в зоопарках?

Помимо сторонников защиты и освобождения животных против содержания диких зверей в неволе регулярно выступают ветеринары и зоологи. Жизнь в клетках и вольерах не может заменить естественную среду обитания, а попытки воссоздать таковую – недостаточны. Животные, которые естественным образом перемещаются на многие километры каждый день или совершают сезонные миграции, не могут вести себя подобным образом в вольерах зоопарка. Например, слоны обычно путешествуют примерно 45 км ежедневно. Кроме того, в тесных вольерах в зоопарке животным не хватает места, что делает клетки негигиеничными.

В 2010 году ученые пришли к выводу, что по сей день не существует доказательств положительного влияния зоопарков и аквариумов на осознание важности охраны природы посетителями.

Всемирное Общество Защиты животных (ВОЗЖ, World Society for the Protection of Animals) и фонд «Рожденные Свободными» (ФРС, The Born Free Foundation) заключили, что «разведение в неволе диких животных ради спасения вида является достойной целью, но, в лучшем случае, играет крайне незначительную роль в деле сохранения этих видов; большинство зоопарков мало делают для просвещения людей о том, как они могут помочь защите редких животных, кроме того, многие зоопарки причиняют животным большие физические и психические страдания». А лучшее место для защиты дикой природы – это естественная среда обитания.

Большая часть животных содержится в зоопарках с одной лишь целью – развлечение человека. Но с развитием и гуманизацией общества к людям приходит понимание, что такой способ провести досуг– не оправдан, поскольку зоопарки – это тюрьмы для животных. А с прогрессом в области современных технологий, а именно виртуальной реальности, становится очевидно, что в зоопарках нет никакой необходимости. Так, например, в немецком цирке вместо животных выступают реалистичные голограммы. На арене появляются и слон, и лошадь и даже гигантская рыба. Довольны не только зоозащитники, но и зрители тоже!

Существует утверждение, что продолжительность жизни животных в зоопарках выше. Однако, например, у слонов в японских зоопарках продолжительность жизни короче, чем у их диких собратьев, всего 17 лет.

Питомцы зоопарков часто демонстрируют аномальное поведение, которое, как правило, не является частью их естественного поведенческого репертуара. Это обычно свидетельствует о хроническом физическом и эмоциональном стрессе. В таких условиях животные попросту лишены возможности удовлетворения естественных потребностей, например, они не могут уединиться или вести себя нормальным образом. Животным в зоопарках свойственно психическое расстройство, при котором звери демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение: раскачивание, качание на ветках или бесконечное хождение по вольеру. Некоторые животные в зоопарках жуют свои конечности и выдергивают из себя шерсть, из-за чего им вводят антидепрессанты.

«У каждого животного есть основные, наследуемые генетически поведенческие потребности, и они имеют для него принципиальное значение: если животное не имеет возможности вести себя в соответствии с ними, у него появляются признаки ненормального поведения, или же оно впадает в апатию. О скуке животного можно говорить тогда, когда ему для поддержания чувства собственной индивидуальности приходится адаптироваться к окружающей обстановке аномальным способом, свидетельствующим о недостатке стимуляции. Скука может считаться формой расстройства, указывающего на то, что животное испытывает стресс не из-за избытка стимулов, а из-за их недостатка», – считает Франсуаза Вемелсфелдер (Francoise Wemelsfelder) – исследователь немецкого Института теоретической биологии.

На протяжении 2,5 месяцев в условиях пандемии Covid-19 мы были вынуждены соблюдать строгий режим самоизоляции. Тем самым человечество почувствовало на себе отчасти то, что испытывают животные в неволе. Многие люди были вынуждены проводить час за часом взаперти, не могли ходить в рестораны, гулять в парках и в лесу, встречаться с друзьями или семьей. Эти меры необходимы для спасения человеческих жизней, при этом нет веских причин заставлять животных проживать всю жизнь в тесных клетках на потеху публике. Животные, содержащиеся в неволе в зоопарках, всегда находятся взаперти. Поэтому перед каждым походом в зоопарк, стоит задуматься над тем, должны ли тигры, слоны или обезьяны жить в лишении для развлечения людей?!

Слоны

Бедственное положение слонов никогда не было столь явным, как сегодня, когда им угрожает вымирание. Незаконное браконьерство ради слоновой кости, трофейная охота, деградация среды обитания и отлов для публичного показа фрагментируют то, что осталось от сложных и древних обществ, культур и многопоколенных семей крупнейших наземных млекопитающих Земли. Для предотвращения полного уничтожения слоны были занесены в Международную Красную книгу. Зоопарки только усугубляют проблему, реализуя сохранение вида, но изымая слонов из дикой природы. По данным организации «В защиту животных», слоны, содержащиеся в зоопарках, страдают больше, чем другие животные:

«Недостаток пространства, неподходящий климат и неестественные условия обрекают крупнейших наземных млекопитающих Земли на пожизненные страдания, болезни и раннюю смерть».

15 фактов о слонах – о величественном животном, символе сострадания, любви, доброты и благоразумия

1. Сегодня к семейству слоновых относятся 3 ныне живущих вида. Учеными доказано, что слоны на Земле разделяются не на два вида (индийский и африканский), а на три: лесной африканский и саванный африканский слоны генетически разделились многие миллионы лет назад. Они являются самыми крупными наземными животными. Обитают они в Юго-Восточной Азии и Африке в тропических лесах и саваннах.

2. Саванные африканские слоны – самый крупный вид слонов. Самцы весят около 6000 кг и достигают 3,2 м в высоту, в то время как самки примерно на 60 см короче и вдвое меньше. Самцы азиатских слонов весят примерно 4000 кг при высоте 2,75 м, в то время как африканский лесной слон весом 2000 кг, высотой 2,2 м, является самым маленьким видом слонов. Самый большой из когда-либо зарегистрированных слонов был невероятного роста – 3,96 метра и весил 10 400 кг.

3. Слоны – долгожители. Продолжительность жизни саванного слона – 60-70 лет; азиатского слона – 48 лет; лесного слона – 60-70 лет. Самый пожилой слон дожил до 86 лет.

4. Слоны могут рожать детей до тех пор, пока им не исполнится 50 лет. Самки вынашивают плод в течение 22 месяцев — это самый длинный период беременности среди млекопитающих. А рождаются слонята слепыми и весят 117 кг.

5. Хобот – орган хватания слона весит 180 килограмм, но он может поднять только мелкие предметы. При питье слон набирает воду в хобот, а затем выливает в рот. Кроме того, с помощью хобота слон может в сильную жару устроить себе душ, окатив себя водой.

6. Как слоны здороваются друг с другом? Они дотрагивается хоботом до рта другого слона, а затем трутся телами.

7. Так же, как люди правши или левши, слоны, как известно, используют один бивень больше, чем другой. Этот "любимый" бивень иногда называют «основным бивнем», и часто он кажется более изношенным.

8. Слонам не нужна тушь для ресниц: их ресницы могут быть длиной до в 12 см.

9. Слоны могут узнать себя в зеркале. Они присоединяются к обезьянам, сорокам и дельфинам, как немногочисленные животные, обладающие самосознанием.

10. Слоны – чрезвычайно эмоциональные существа. Они даже оплакивают потерянных членов семьи.

11. Ближайшим живым родственником слона является гиракс, который напоминает большую морскую свинку. Это небольшое (30-70 см в длину, весом 2-5 кг) травоядное млекопитающее, иначе называемое даманом.

12. Слоны – единственные млекопитающие, которые не могут прыгать — даже когда они бегут, по крайней мере, хоть одна их нога находится на земле.

13. Слоны обладают музыкальным слухом и музыкальной памятью. Они могут отличить мелодии из трёх нот, музыку на скрипке, а низкие звуки баса и рога предпочитают высоким флейтовым мелодиям.

14. Слоны могут проводить за едой 16 часов в день.

15. Природный парк слонов в северном Таиланде спасает и выхаживает слонов, пострадавших от индустрии слоновьего туризма.

Иллюстрация: macrovector / ru.123rf.com