В студии телеканала “Доктор” 25 апреля состоялся IV Научный совет, посвященный вопросам регулирования отношений между медицинскими сотрудниками и пациентами. Его участниками стали врачи, правозащитники и юристы. Ведущей дискуссии выступила главный редактор телеканала Эвелина Закамская.

Научное сообщество собралось в съемочном павильоне, чтобы обсудить правовые медицинские проблемы. В начале дискуссии “Врач: права и ответственность” Эвелина Закамская привела неутешительную статистику: в 2017 году в Следственный комитет было подано 6050 заявлений о некачественном оказании медицинской помощи, по 1790 из них возбудили уголовное дело. Сейчас в стране обсуждается предложение о введении в Уголовный кодекс статьи о врачебных ошибках. До сих пор в официальных документах нигде не дано определение этому понятию.

Специально для Научного совета фондом “Общественное мнение” был проведен соцопрос 1500 жителей России, посвященный удовлетворенности качеством медицинского обслуживания. Представила итоги опроса Лариса Паутова, управляющий директор фонда “Общественное мнение”. Она рассказала о пяти сферах жизни, которые чаще всего заботят россиян, медицина и здравоохранение среди них, однако занимают лишь третью строчку. Паутова кратко представила методологию исследования и назвала факторы, влияющие на оценку пациентами работы врачей: оптимизм и пессимизм, возраст, пол, личный опыт, наличие болезней, наличие негативного опыта у родителей или детей. Результаты опроса, как признала Паутова, ее удивили:

Если мы посмотрим на данные, то увидим, что все-таки большая часть россиян доверяет врачам в больницах и поликлиниках, 55% оптимистов и 38% пессимистов, которые говорят о том, что им что-то не нравится. Честно говоря, думала, что доля пессимистов будет выше”.

Большинство опрошенных считают, что российские врачи обладают высоким уровнем квалификации и знаний, 38% считают, что докторам не хватает знаний. Эти данные разнятся с оценкам, основывающимися на личном опыте лечения. Соцопрос затронул и тему врачебных ошибок:

Несмотря на то, что результаты показали высокий уровень недоверия к врачам, примерно половина опрошенных говорили, что никогда не сомневались в диагнозе, который им поставили. Треть говорили, что сомнения у них были. 14% часто сомневались. Как правило, это люди старшего возраста, у которых больше поводов обращаться к врачам”.

Исследование показало, что половина опрошенных россиян (или члены их семьи) сталкивались с врачебными ошибками. Несколько лет назад 40% подтверждали этот факт, сейчас их количество увеличилось. Это настораживающая тенденция, но Лариса Паутова считает, что связано такое с медийным фоном, «много об этом говорят в СМИ, возможно, люди стали больше на это обращать внимание». Также она отметила, что государственным клиникам россияне доверяют больше, чем частным.

Далее слово взял Андрей Середа, заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства России. По его словам, 100-процентной удовлетворенности медицинским обслуживанием нет ни в одной стране мира:

В той же самой Бельгии только лишь порядка 60-70% пациентов рекомендовали бы госпиталь, где они проходили лечение, своим друзьям и знакомым, а 30-40%, соответственно, никогда бы его не рекомендовали. Медицина точно такая же социально напряженная область, как и у нас в стране”.

Андрей Середа поддержал выступившего ранее с вопросом к Паутовой Евгения Ачкасова, президента Российского медицинского общества. Оба участника обратили внимание на то, что нет определения сочетанию “врачебная ошибка”, поэтому сложно полностью доверять результату соцопроса по этому пункту. По словам Середы, все попытки дать значение далеки от идеала:

Как только мы говорим об определении врачебной ошибки, тут же встает вопрос: какой линейкой мерить, что можно, что нельзя, что правильно, что неправильно? Но все-таки должны существовать критерии качества медицинской помощи”.

В России недавно ввели инициативу по определению понятия “врачебная ошибка”. Это предложение вызвало бурную негативную реакцию со стороны профессионального сообщества. Подобная работа уже была проведена в других странах. Ангелина Фитоз, управляющий партнер международной юридической компании, рассказала о том, что “за рубежом до того, как внести в закон такое понятие, проводились многолетние колоссальные дебаты с привлечением юристов, врачей и общественности для выверения этого термина”.

Если в отечественном Уголовном кодексе появится статья о некачественном оказании медицинской помощи, за этим могут последовать финансовые проблемы, считает президент “Лиги пациентов”, эксперт РАН, член экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский:

Следующий шаг - иски и компенсации. Это будет абсолютный, стопроцентный ребенок введения этих понятий. Как только получаем компенсации и выплаты в заметном размере, начинается неконтролируемый рост исков. Как только получаем неконтролируемый рост исков, получаем неконтролируемый рост убытков для медицинских организаций. Дальше начинается катастрофический рост тарифа на медицинскую помощь. И следующим шагом все это падает на кошелек бюджета и пациента”.

Участники дискуссии затронули и тему саморегулирования врачебной деятельности, включающего в себя объединение профессиональных сообществ с целью выработки единых стратегий. Об этом говорил фундаменталист системного постдипломного обучение врачей-стоматологов, стоматолог-хирург, имплантолог Илья Фридман. Под его началом были объединены 10 тысяч стоматологов и была подана заявка в Министерство юстиции на создание саморегулируемой организации по предпринимательскому типу:

Саморегулирование оказывается, по моему убеждению, очень действенным методом. Оно должно заниматься в том числе и защитой врачей от возможных исков”.

В заключении Эвелина Закамская поблагодарила всех участников встречи. Телеканал “Доктор” собрал на одной площадке врачей, правозащитников и юристов, которые при совместных усилиях решат проблемы в сфере медицины и здравоохранения. Затронутые в ходе дискуссии “Врач: права и ответственность” вопросы, в том числе, смогут способствовать выработке определения понятия “врачебная ошибка”.