Космические астероиды кентавры, находящиеся между орбитами Юпитера и Нептуна, могут превращаться в кометы. Астрономы заметили кентавра, который, как ожидается, станет кометой примерно через четыре десятилетия, - пишет sciencenews.org со ссылкой на arXiv.org.

Подобно мифическому существу получеловеку-полуконю, кентавры в Солнечной системе - это гибриды астероидов и комет. Теперь астрономы зафиксировали превращение одного типа космического камня в другой, что потенциально дает ученым беспрецедентный шанс наблюдать за формированием кометы в реальном времени в ближайшие десятилетия.

«У нас есть возможность увидеть рождение кометы, когда она начинает проявлять активность», - говорит планетолог Кэт Волк из Университета Аризоны в Тусоне.

Объект, получивший название P/2019 LD2, был обнаружен телескопом ATLAS на Гавайях в мае. Его орбита предполагает, что это кентавр - класс каменистых и ледяных объектов с нестабильными орбитами. Из-за такого смешанного состава и способности перемещаться по Солнечной системе кентавры, по мнению ученых, могли оказаться недостающим звеном между небольшими ледяными телами в поясе Койпера за Нептуном и кометами, которые регулярно посещают внутреннюю часть Солнечной системы.

Эти «короткопериодические» кометы, которые, как считается, происходят из ледяных объектов в поясе Койпера, обращаются вокруг Солнца примерно раз в десятилетие и неоднократно появляются в небе Земли. (Долгопериодические кометы, такие как комета Галлея, которая посещает внутреннюю часть Солнечной системы раз в столетие, вероятно, происходят еще дальше от Солнца в облаке Оорта).

Все ранее обнаруженные короткопериодические кометы были замечены только после того, как они превратились в кометы. Но LD2 только что прибыл из пояса Койпера и станет кометой всего через 43 года.

«Странно думать, что этот объект должен стать кометой, когда я буду на пенсии», - говорит Волк.

В 2019 году она и ее коллеги показали, что сразу за Юпитером есть область космоса, которую они называют «Воротами». В этой области маленькие планетарные объекты болтаются во время разогрева и перехода от ледяных шаров внешней Солнечной системы к кометам внутренней Солнечной системы с их длинными хвостами. Это похоже на инкубатор комет, - говорит планетолог Гал Сарид из Института SETI, базирующегося в Роквилле (штат Мэриленд).

Услышав о LD2, Фольк, Сарид и их коллеги смоделировали тысячи возможных траекторий, чтобы увидеть, где был объект и куда он движется. Команда обнаружила, что орбита LD2, вероятно, переместилась около Сатурна около 1850 года и вышла на текущую орбиту мимо Юпитера после близкого столкновения с газовым гигантом в 2017 году. По словам исследователей, объект покинет свою нынешнюю орбиту и двинется к Солнцу в 2063 году, где солнечное тепло, вероятно, сублимирует летучие элементы LD2, придав ему яркий кометный хвост.

«Это будет первая комета, история которой нам известна, потому что мы видели ее до того, как она стала кометой», - говорит Сарид.

Тот факт, что LD2 является довольно новым объектом для внутренних районов Солнечной системы, предполагает, что он сделан из относительно нетронутого материала, который находился в глубине морозильной камеры солнечной системы в течение миллиардов лет, не подвергаясь воздействию тепла от солнца. Этот факт мог бы сделать его капсулой времени ранней Солнечной системы. Изучение его состава может помочь ученым-планетологам узнать, из чего были сделаны первые планеты.

Орбитальный анализ выглядит «очень разумным», - говорит Генри Се, планетарный астроном из Института планетологии в Гонолулу, не принимавший участия в исследовании. Но изучения только одного переходного объекта недостаточно, чтобы открыть капсулу времени Солнечной системы.

«Что нам действительно нужно сделать, так это изучить много таких астероидов, превращающихся в кометы. - говорит он. – Это нужно сделать, чтобы понять, является ли этот объект исключением или мы видим последовательную картину». Будущие обзоры неба, подобные тем, которые запланированы с использованием будущей обсерватории Веры Рубин, должны обнаружить больше ледяных шаров, превращающихся в кометы.

Сарид и его коллеги считают, что LD2 может быть хорошей целью для посещения космического корабля. НАСА рассматривало возможность отправки космических кораблей к кентаврам, хотя пока еще не выбраны миссии для разработки. Но учитывая, что LD2 станет кометой всего через несколько десятилетий, у ученых не так много времени, чтобы спланировать, построить и запустить миссию по ее посещению. «Окна закрываются, - говорит Сарид. - Нам действительно нужно сделать это сейчас».