Возможно, человеческое сердце тоже способно регенерировать

Если снять с его генов «замок», запрещающий одним клеткам превращаться в другие.

Генетики из университета Флориды (США), под руководством Марка Мартиндейла (Mark Martindale) провели сравнительное исследование некоторых аспектов работы генов в клетках человеческого сердца, и пришли к выводу, что этот орган, теоретически, тоже способен к регенерации — если убрать препятствующий тому генетический барьер. Статью об этом, опубликованную в новом номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает пресс-служба университета.

Мартиндейл с коллегами обнаружили гены, отвечающие за формирование клеток сердечной ткани у людей и других позвоночных, у морских анемонов (Actiniaria) — существ, у которых вообще нет сердечно-сосудистой системы. Однако мускулатура стенок тела этих животных, тем не менее, способна к ритмичным сокращениям, несколько напоминающим сердечные. При этом морской анемон — «чемпион» по регенерации: это животное можно порвать на много кусков, и из каждого вырастет отдельный организм.

Отчего же человеческое сердце на это не способно? Оказалось, указанные гены в его клетках, взаимодействуя друг с другом, блокируют возможность клеток менять специализацию, превращаясь в клетки других тканей. У морских анемонов такого «замка» нет, поэтому все их органы отлично регенерируют.

Это означает, что в перспективе, возможно, удастся помогать людям восстанавливать их сердце или вообще выращивать новое, снимая генетический «замок». Исходным материалом при этом могут выступать, например, клетки обычных мышц.

генетика регенерация сердце