Восточная равнинная горилла утратила свое генетическое разнообразие всего за несколько поколений

Геном этих приматов недавно утратил генетическое разнообразие и накопил множество вредных мутаций, что ставит вид под угрозу исчезновения. Возможная причина – большое  распространение горилл этого вида 5-10 тысяч лет назад.

Геном восточной равнинной гориллы недавно утратил генетическое разнообразие и накопил множество вредных мутаций, что ставит вид под угрозу исчезновения, говорится в сообщении Уппсальского университета (Швеция). Ученые полагают, что причиной может быть широкое  распространение горилл этого вида 5-10 тысяч лет назад. Результаты исследования опубликованы в Current Biology.

Восточная равнинная горилла – подвид восточной гориллы, эндемик Демократической Республики Конго. За последние десятилетия их количество сократилось на 80% из-за браконьерства и разрушения мест обитания животных. В свою очередь, это снижение популяции привело к увеличению случаев инбридинга (скрещивание близких родственников), развитию мутаций и потере генетической изменчивости. К такому выводу пришла международная группа исследователей во главе с учеными из Уппсальского университета и Шведского музея естественной истории. Ученые секвенировали геномы из образцов, собранных за последние 100 лет и хранящихся в музейных коллекциях, и сравнили их с геномами современных восточных равнинных горилл.

«Мы обнаружили, что генетическое разнообразие восточной равнинной гориллы значительно сократилось всего за несколько поколений», – говорит Том ван дер Валк (Tom van der Valk), аспирант из Уппсальского университета.

Это, в свою очередь, означает, что приматы, вероятно, стали менее способными адаптироваться к будущим вспышкам заболеваний и изменениям в окружающей среде. Кроме того, ученые определили несколько потенциально вредных мутаций, которые стали возникать чаще у последних 4-5 поколений в результате сокращения численности популяции. Некоторые из мутаций были обнаружены в генах, которые влияют на устойчивость к болезням и мужскую фертильность. Кроме того, исследователи идентифицировали мутации, приводящие к потере функции в генах, связанных с развитием пальцев рук и ног.

Интересно, что у близкого «брата» равнинной гориллы – восточной горной гориллы – ученые не обнаружили каких-либо значительных изменений: генетическая жизнеспособность этого вида оставалась стабильной в течение последних 100 лет. Возможно, причина, по которой равнинные гориллы пострадали сильнее, чем горные, может заключаться в их более глубокой истории. В то время как количество равнинных значительно увеличилось 5-10 тысяч лет назад, популяция горных горилл была немногочисленной в течение нескольких тысяч лет. Продолжительная небольшая численность, возможно, позволила естественному отбору устранить вредные мутации до того, как численность горных горилл начала сокращаться в 20-м веке.

[Фото: AMY PORTER, DIAN FOSSEY GORILLA FUND INTERNATIONAL]