Вопреки предыдущим исследованиям, шимпанзе не альтруисты, а пофигисты. К такому выводу пришли ученые из университетов Манчестера, Бирмингема и Сент-Эндрюс (Великобритания). Их статью, опубликованную в журнале Nature Communications, пересказывает пресс-релиз университета Бирмингема.

В экспериментах участвовали 13 шимпанзе, поделенные на две группы. Особей из каждой группы поочередно сажали в клетку, разделенную на две половины: в одной сидел испытуемый шимпанзе, в другой — трое его собратьев. Между двумя отсеками клетки был установлен ящик с насыпанным внутри арахисом; испытуемый шимпанзе мог его трясти, но сам получить арахис не мог. Зато от его манипуляций с ящиком тот мог либо открыться, и тогда трое шимпанзе в соседней клетке получали лакомство (так было для группы 1), либо напротив, закрыться, и тогда собраться «нашего» шимпанзе лишались доступа к еде (так было в группе 2).

Оказалось, что шимпанзе из первой группы трясли ящик «до победного конца» с одинаковой частотой. Иными словами, им было безразлично, давать ли своим собратьям доступ к лакомству, или, напротив, перекрывать его.

Во второй серии экспериментов ученые специально тренировали 11 шимпанзе так, чтобы они четко знали заранее результат своих действий — будет ли ящик с лакомством для других в результате открыт или, напротив, закрыт. Это дополнительное знание никак не повлияло на результат: обезьяны продолжали проявлять альтруизм так же часто, как и противоположное поведение.

Это резко контрастирует с результатами предыдущих исследований, которые проводились по той же схеме и показали склонность шимпанзе к альтруизму. Но те эксперименты имели одно важное отличие: шимпанзе, открывая другим доступ к еде, могли также лакомиться ею сами. Иначе говоря, получали вознаграждение за свой «альтруизм». Стоило убрать это вознаграждение — и картина сразу же изменилась.

«[На основании предыдущих исследований] высказывалось предположение, что корни человеческого альтруизма уходят вниз по эволюционному древу до уровня нашего с шимпанзе общего предка, — прокомментировала доктор Кейт Йенсен (Keith Jensen) из университета Манчестера, одна из соавторов статьи. — Однако результаты нашего исследования позволяют оспорить подобную точку зрения. Возможно, помогать друг другу наши предки научились уже позже, выполняя более сложные задачи».

Напомним, другое результаты другого недавнего исследования указывают на то, что склонность к альтруизму либо эгоизму во многом определяется генами.