Ученые из Висконсинского университета в Мадисоне (США) выяснили, что когда зрительная кора мозга активизирована, человек испытывает трудности с тем, чтобы вспомнить, как выглядят хорошо знакомые ему объекты. Иными словами, активное визуальное восприятие мешает воспроизведению имеющихся в памяти знаний об облике объектов. Статья с результатами исследования опубликована в издании Journal of Memory and Language, кратко о них сообщается на сайте университета.
Исследователи провели простой эксперимент. Они задавали добровольцам на экране разные простые вопросы, сопровождая их «визуальным шумом» — мелькающими цветными точками. Это были вопросы про облик тех или иных объектов — например, «Есть ли у цыпленка клюв?» — и вопросы энциклопедического характера, вроде «Живут ли крокодилы в болотах?».
Традиционно считается, что знания о том, как выглядят предметы, существа и т.п. хранятся в памяти в виде своего рода абстрактного каталога, уже не связанного непосредственно с визуальным восприятием. Если это так, то «помехи» перед глазами не должны мешать нам вспоминать, есть ли у крокодила хвост. А если эти «помехи» занимают часть «процессорного времени» мозга, то должны в равной мере мешать поиску ответов на любые вопросы.
Однако выяснилось, что визуальные помехи хотя и мешают отвечать, но лишь на те вопросы, что связаны с внешним обликом объектов, а вовсе не на все. Это ясно продемонстрировала разница в длительности задержек с ответом. «Мы показали больше, чем просто связь между обработкой визуальной информации и воспроизведением ее. Оказалась, что процессы обработки непосредственно задействованы в момент воспроизведения информации», — сказал один из авторов исследования Пирс Эдмистон (Pierce Edmiston).
Именно поэтому, пытаясь вспомнить, как что-то выглядит, мы часто смотрим куда-то в сторону или на пустую стену — чтобы ничто не мешало воспроизведению визуальной информации из памяти, объяснили авторы исследования.