5 апреля в Президентском зале МИА «Россия сегодня» несколько десятков журналистов наблюдали за хирургической операцией на тушке огромной индюшки. Проводил её кандидат медицинских наук хирург Валентин Дьяков. Только в руках он держал не скальпель, а две рукояти-манипулятора. Да и сидел доктор (именно сидел, а не стоял) метрах в пяти от оперируемой птицы. Саму же операцию, ход которой транслировался на нескольких огромных мониторах, выполнял робот.

«Эка невидаль, - возможно скажет продвинутый читатель, - робот Да Винчи уже давно помогает хирургам оперировать больных во всех концах мира». При этом читатель будет и прав, и не прав одновременно. Действительно, робохирургических комплексов «Да Винчи» собрано и установлено в самых разных странах уже более шести тысяч. Из них в США более полутора тысяч, в России – 25. Только вот именно к этой операции на индюшке чудо американской робототехники не имеет никакого отношения. В МИА журналистам представили совершенно новую разработку, обладающую абсолютно уникальными параметрами.

Что для нас чрезвычайно важно - ассистирующий роботохирургический комплекс, у которого еще даже нет имени, - полностью российская разработка. Его создателями стали с инженерно-технической стороны – учёные Института конструкторско-технологической информатики РАН, а с врачебно-хирургической – специалисты Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова.

— Это полностью цифровой аппарат в отличие от американского робота "Да Винчи", — рассказывает заведующий кафедрой урологии МГМСУ, профессор, член-корреспондент РАН Дмитрий Пушкарь. — Ему нет в мире аналога: он очень удобен в обращении, так как компактен.

Урология – область медицины, в которой роботы-хирурги наиболее востребованы. В США доля урологических операций, выполняемых при помощи робот-ассистированных комплексов, доходит до 80%.

- Урология накопила самый большой опыт этих операций в мире, - говорит доктор Пушкарь. - Самые сложные урологические операции сегодня выполняются с помощью робота Да Винчи. Но у этого робота есть недостатки, так, например, нас, урологов, не устраивала точность манипуляций. Российский робот обеспечивает точность, которая выше в 100 раз. В это трудно поверить, но это так.

Действительно, заявленная точность Да Винчи – 200 микрон, а реальная, по словам специалистов, доходит до 1 мм. У российского комплекса точность доведена до 5 микрон.

- На самом деле, наш институт совсем не специализируется на медицинской технике, - рассказывает директор ИКТИ РАН Сергей Шептунов. – Мы разрабатываем станки. А для станков и 1 микрон – показатель совершенно обычный. Вот мы и подумали: неужели мы не сможем достичь сопоставимой точности в медицинском роботе? Как видите, всё получилось.

Для хирургов такая увеличенная на два порядка точность значит чрезвычайно много. Такой робот может чрезвычайно осторожно и аккуратно обращаться тончайшими кровеносными сосудами и даже с отдельными нервными волокнами. В результате, кровопотерю при сложной урологической операции удаётся снизить с полутора литров до 50 миллиграмм, а у перенёсших её мужчин сохраняется здоровая потенция.

У отечественного комплекса перед западным есть ещё множество преимуществ. Он значительно меньше по размерам, в пять раз легче и во столько же раз дешевле (вес Да Винчи – свыше 1 тонны, стоимость – от $2 до $4 млн). Да Винчи работает только с чрезвычайно дорогими собственными комплектами инструментов, использовать которые можно не более 10 раз (за этим следит особый чип). Российский комплекс совершенно всеяден, он может использовать и инструмент американского «коллеги», и специально созданную оснастку, и самые обычные скальпель, иглу и так далее.

На наш вопрос, сможет ли отечественный робот самостоятельно провести несложную операцию, Сергей Шептунов ответил:

- Раскрою вам маленькую тайну: мы заложили в него такую возможность. Поскольку наш робот, в отличии от американского «аналогового», полностью «цифровой», для него можно составить любую программу, и он будет по ней действовать.

Соответственно, можно будет составить пусть достаточно сложную, но реальную программу, и робот, в соответствии с ней сможет, скажем, удалить аппендицит. Однако доктор Пушкарь несколько «приопустил» оптимизм собравшихся:

- Не стоит преувеличивать возможности нашего комплекса. Манипуляцию какую-то провести да, продвинуть, доставить инструмент робот может. Но хотя наш робот обладает неким искусственным интеллектом, полноценный робот–хирург пока дело очень далекого будущего.

Сейчас создатели заняты поиском соинвесторов, которые помогли бы довести созданный образец до стадии производства. По благоприятному сценарию, когда инвестор будет найден, первые роботы сначала продемонстрируют своё мастерство на подобных сегодняшней тушках. Затем будут проведены операции на живых животных, после которых настанет очередь человеческих трупов. Только если всё пройдёт удачно (в чём мало кто сомневается) манипуляторы робота поработают уже с первыми живыми пациентами. На всё это может уйти примерно полтора года, а ещё спустя полгода первые отечественные ассистирующие роботохирургические комплексы могут поступить в российские клиники.

- Мы перевернули страницу в журнале мод роботохирургии,-  заявил в ходе презентации замминистра здравоохранения Сергей Краевой. - Аналога в открытой информационной сфере мы не имеем. Наше министерство полностью поддерживает разработку.

Дмитрий Пушкарь, главный уролог Министерства здравоохранения РФ

Сергей Шептунов, директор Института конструкторско-технологической информатики РАН  

Сергей Краевой, заместитель Министра здравоохранения РФ

Ольга Колотилова, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России

Кирилл Каем, вице-президент фонда «Сколково», исполнительный директор кластера биомедицинских технологий