Чем опасны паразиты? Где можно подхватить такое заболевание? Как себя обезопасить? Умеют ли их эффективно лечить? Могут ли паразиты приносить какую-то пользу или от них только вред? Что общего между паразитарными инфекциями и COVID-19? Каким образом они помогут победить рак? Обо всем этом – наш разговор с Михаилом Владимировичем Арисовым, руководителем Всероссийского научно-исследовательского института фундаментальной и прикладной паразитологии животных и растений – филиала ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН».

 

– Михаил Владимирович, ваше научное учреждение носит имя Константина Ивановича Скрябина. Мы сейчас находимся в его рабочем кабинете, это святая святых института. Расскажите, пожалуйста, какой вклад он внес в создание этого института.

Константин Иванович Скрябин создал несколько институтов, и наш в том числе. Он является основоположником школы гельминтологии и паразитологии в целом. В дореволюционное время гельминтологии как науки как таковой не было. Именно после революции, в советское время обратили внимание на проблемы паразитологии и паразитарных заболеваний. Это заслуга Константина Ивановича Скрябина – великого биолога, ученого, которого знают во всем мире. Его труды переведены на многие языки. Его авторитет в советское время был очень велик, и переоценить его вклад в нашу науку невозможно.

– На сайте института я прочитала такую цитату Константина Ивановича Скрябина: «Я считаю себя счастливым тогда, когда способен полноценно, запоем научно работать, думать, созидать, когда творческая мысль бьет ключом, волнует, рождает новые идеи, касающиеся моей красивой многогранной гельминтологии». Что он имел в виду? 

– Очень люблю это изречение. В нём весь Константин Иванович. Для человека, который не занимается изучением паразитологии, это звучит непонятно. Для нас же паразиты, паразитарные заболевания – это особый мир, который существует за счет других организмов. Например, для того чтобы взрослый паразит превратился в имаго, то есть в организм, который может воспроизводить яйца, он проходит несколько этапов с привлечением двух и более промежуточных хозяев: моллюсков, муравьев, рачков. Поедая этих промежуточных хозяев, животное или человек заражается тем или иным гельминтом, или паразитом.

– Но что же красивого в этой науке?

– Красиво это тем, насколько интересно создано, насколько разнообразно и изобретательно приспосабливаются паразиты к меняющимся условиям экологии, антропогенного воздействия. Несмотря на всю эту сложность, Константин Иванович и другие биологи смогли разгадать жизненный цикл многих паразитов. И мы продолжаем этим заниматься, отгадывая новые загадки. Вот в этом и красота.

– Для обывателя паразиты – это что-то негативное, то, с чем надо бороться. Это правильная точка зрения?

– Паразиты наносят колоссальный ущерб здоровью как животных, так и человека. Наш институт в основном занимается паразитозами животных, но и зоонозами. У нас есть целая лаборатория, которая непосредственно занимается заболеваниями, общими для животных и человека. Что касается сельскохозяйственного производства, это потеря продукции, затраты на лечебно-профилактические мероприятия, выбраковка животных.

– Где могут локализоваться паразиты?

– Где угодно: под кожей, в сердце, в легких, в печени, в кишечнике, даже в глазном яблоке. Также некоторые насекомые откладывают свои личинки под кожу животных и даже человека – так называемый подкожный овод, например. Локализуясь в тех или иных органах, они воздействуют как местно, так и на организм в целом. Это и интоксикация, и аллергические реакции, и другие заболевания, что нередко приводит к смерти.

Михаил Владимирович, получается, что паразиты приносят исключительно вред. Можем ли мы сказать, что хорошо бы их всех уничтожить, и тогда мы заживём?

– Здесь я бы хотел вернуться к Константину Ивановичу Скрябину. У него была идея, которую он называл термином девастация. Он мечтал провести комплекс мероприятий, благодаря чему удалось бы освободить животных и промежуточных хозяев от паразитов, тем самым разорвав биологическую цепочку и уничтожив те или иные виды. Но, к сожалению, к полной девастации прийти невозможно. Паразиты – это такие организмы, которые приспосабливаются к любым изменениям. Даже разрабатывая химические препараты для их уничтожения, так называемые антигельминтики и антипаразитарные препараты, мы не можем одержать полной победы. Если их применять несколько лет подряд, то к ним вырабатывается устойчивость. Поэтому полностью уничтожить их невозможно. Конечно же, ряд паразитарных заболеваний смогли побороть. Но следует отметить, что, если не работать в этом направлении, такие паразиты могут возникнуть заново, потому что есть дикая природа, животные, которые являются переносчиками и резервуарами таких паразитов. Поэтому работа продолжается.

– Если ничего, кроме вреда, паразиты не приносят, для чего они нужны природе? Для чего она их создала?

Это вопрос философский. Точного ответа на него у меня нет. Хочу лишь отметить следующее. Если в дикой природе по каким-либо причинам погибают здоровые животные, то ученые, как правило, не находят у них паразитов. А вот если животное заболевает, то обязательно находятся какие-то паразиты в различных органах и тканях.

У человека, наверное, аналогично.

– Если человек пренебрегает какими-то санитарными нормами или есть контакт с больными животными, то, конечно же, идет инвазия и у людей. Поэтому нужно беречь себя, чтобы иммунитет работал. Ослабленный организм более подвержен заболеваниям, чем здоровый.

– То есть мы приходим к тем же правилам здорового образа жизни и личной гигиены, важным как для профилактики COVID-19, так и других вирусных, бактериальных и паразитарных инфекций.

– Совершенно верно. И в этом очевидное сходство нынешней инфекции с паразитарными заболеваниями.

– Следующая цитата на вашем сайте: «ВНИИП – это продолжение вековых традиций и инновационные подходы в современной науке». Давайте начнем с вековых традиций. Что у вас осталась со времен Константина Ивановича Скрябина, что вы храните, цените и не хотите этого лишиться?

– Вековые традиции – это очень точное изречение. Когда Константин Иванович начинал заниматься гельминтологией, работая практикующим врачом после окончания ветеринарного института, он обратил внимание на паразитарные заболевания. И он понял, насколько гельминты, паразиты могут наносить серьезный вред как животным, так и человеку. Разгадав и расшифровав биологические циклы, он дал начало развитию этой науки. Вирусология, инфекционные заболевания, бактериальные инфекции, паразитарные заболевания и незаразные заболевания – это те направления, которые стали основой ветеринарной науки. Эти традиционные подходы у нас сохраняются и развиваются. У нас в Институте действует Центральный гельминтологический музей, есть коллекции, которые были собраны еще до революции. Когда Константин Иванович работал врачом, он всё это коллекционировал, а мы сохранили, понимая ценность этих экспонатов.

– Расскажите теперь про инновационные подходы.

Время идет, подход к исследованиям меняется. Первое новое направление – это создание новых комплексных лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Это антигельминтики, антипаразитарные препараты. Мы ведем поиск новых активных компонентов, которые отвечают таким критериям как безвредность для организма животных и человека, точечная, адресная доставка, воздействие непосредственно на паразита.

Следующее направление – это диагностика. Очень важно и в лечении, и в изучении – это правильный и своевременный диагноз. Новый подход – это разработка тест-систем. Такую возможность открывает иммуноферментный анализ, позволяющий на ранних стадиях поставить точный, четкий диагноз.

Очень перспективное направление – это создание биопрепаратов на основе антигенов паразитов. Особое направление – зоонозные заболевания, свойственные как человеку, так и животным. Благодаря биопрепаратам мы изучаем возможность выработки антител и получения вакцины.

– Вы их создаете?

Мы работаем над этим. Кроме этого, есть теория, что некоторые фрагменты гельминтов могут воздействовать на раковые клетки, останавливая их развитие. В настоящее время проводятся исследования влияния гельминтов различных классов и продуктов их метаболизма на митоз и проявление цитотоксического и антипролиферативного действия в отношении нормальных и патологических клеток млекопитающих в условиях in vitro и in vivo. Испытания проводятся на культурах опухолевых клеток: аденокарцинома молочной железы, карцинома легких, фибросаркома человека, мышиная меланома. Первичные результаты показали, что используемый экстракт Trichinella spiralis, всем известный возбудитель трихинеллеза, обладает выраженным цитотоксическим действием в двух сериях опытов на всех использованных моделях опухолевых клеток.

Вот видите, оказывается, все-таки гельминты могут приносить какую-то пользу?

Здесь нужно обратить внимание на то, что это не половозрелые, взрослые гельминты, а их фрагменты. Они, по всей видимости, могут останавливать развитие онкологического процесса. Тогда мы можем научиться использовать эти фрагменты для своей пользы.

Михаил Владимирович, существует точка зрения, распространенная даже среди некоторых врачей, что найти паразитов в организме очень сложно. Поэтому нужно время от времени профилактически пропивать антипаразитарные препараты. Как вы к этому относитесь?

– Думаю, это совершенно правильно. Хотя лучше, конечно, не пить препараты, которые могут иметь нежелательные побочные эффекты, а регулярно проводить профилактические обработки домашних животных.

– Как часто?

– Раз в три месяца, для того чтобы обезопасить как животное, так и владельцев от распространения той или иной инвазии. Дело в том, что животные могут заразиться алиментарно, контактно и через укусы насекомых. Яйца паразитов могут занестись и с обувью, и с грязными руками. Они обладают высокой способностью прилипать к поверхностям. Поэтому мыть руки – это хорошо и правильно, но профилактические обработки – это тоже важно.

А к людям это относится?

– К той категории, которые имеют наибольший риск заражения – это, например, контакт с бездомными или дикими животными. Если речь идет о людях, то такие препараты должен назначать врач.

Михаил Владимирович, как вы относитесь к изречению, что человек – это паразит разумный?

– Не согласен. Паразит – это тот, кто существует за счет другого организма. Мы живем кормим себя сами, не за счет других. Конечно, есть такое понятие в социуме, – паразитизм, когда люди живут не своим трудом, а паразитируют за счет других. Бытует ругательное обращение: «Ах ты, паразит!» Но в основном люди живут в социуме, в государстве, и каждый человек выполняет свою роль. Вот мы, например, занимаемся важной научной работой в области паразитологии.

– Какие планы у вас как у научного учреждения?

– Важная задача – привлечение молодых кадров. К нам есть большой интерес со стороны выпускников вузов. Сейчас к нам приходит молодёжь на работу младшими научными сотрудниками, поступают в аспирантуру. Мы смотрим на них с оптимизмом, потому что понимаем, насколько важна наша работа в области паразитологии. Наша задача – развить современные разработки, приумножить и поставить защиту, для того чтобы люди не сталкивались с серьезными заболеваниями. Страшно, когда молодые люди начинают страдать от таких заболеваний, как, например, эхинококкоз, токсокароз, дирофиляриоз или трихинеллез. Это очень серьезные заболевания, которое требует оперативного вмешательства, иногда приводят к самым плачевным результатам. Так быть не должно. Поэтому наша глобальная задача – победить эту угрозу.

Причем, насколько я понимаю, необязательно иметь дома десять кошек, чтобы заболеть. Опасности такого рода таятся повсюду.

– Поражение человека может произойти где угодно. Не нужно забывать, что есть и кровопаразитарные заболевания, внутриклеточные паразиты, простейшие. Например, иксодовые клещи, которые очень активны весной и осенью, являются переносчиками крайне опасных заболеваний как для животных, так и для человека. Поэтому изучение данного направления очень важно. Во всем мире паразитология стремительно развивается. Я думаю, что мы не будем отставать, а, наоборот, будем идти вперед.