Астрономы из Национальной Астрономической обсерватории штата Аризона (США), возможно, наблюдали первую в истории ветреную погоду вокруг звезды типа Т Тельца, говорится на сайте обсерватории. Такие звезды как эта являются «младенческими» версиями таких звезд как наше Солнце. Это средние по размеры звезды, окруженные материалом для строительства как скалистых, так и газообразных планет.

Проанализировав инфракрасное излучение вокруг таких звезд, астрономы предположили, что ветер может исходить изнутри протопланетных дисков звезд. Эти ветры могут иметь важные последствия для формирования планет, они разносят газ для формирования Юпитеро-подобных планет или строительные материалы. Это явление было предсказано астрономами, но пока не было возможности это доказать.

С помощью телескопа ALMA исследователи смогли изучить распределение окиси углерода вокруг звезды. Угарный газ является отличным трассирующим средством для молекулярного газа, из которого формируются звезды и планетные диски. Исследования подтвердили, что газ действительно выходил на поверхность так, как если бы вокруг звезды был ветер. Однако свойства ветра ожиданиям ученых не соответствовали.

Это различие между результатами наблюдений и ожиданиями может быть связано с тем, что AS 205 N фактически является частью бинарной звездной системы со второй звездой 205 S. Это может означать, что газ покидает поверхность диска, потому что выталкивается бинарной звездой, а не выбрасывается ветром.

«Мы надеялись, что новые наблюдения помогут нам лучше понять природу ветра, но на самом деле мы получили новую тайну, — говорит Колетт Салык (Colette Salyk). — Что мы видим, ветер или результат взаимодействия бинарных звезд»?

Авторы исследования все же настроены оптимистично. Они планируют продолжить свои наблюдения за другими звездами типа Т Тельца, с и без парных звезд, чтобы сравнить показатели.

Звезда Т Тельца — третья звезда в созвездии Тельца — была открыта в 1852 году.  Она находится в 407 световых годах от Земли.

Источник иллюстрации: P. Marenfeld (NOAO/AURA/NSF)