Африканский вирус свиной лихорадки (African swine fever, ASF), смертельный вирус у свиней и диких кабанов, продолжает распространяться в Китае и почти наверняка нанесёт урон животным в других азиатских странах в ближайшее время. Такое заключение сделали ученые на встрече экспертов по здоровью животных, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в Бангкоке, сообщает журнал Science. Ведущие ветеринары из 12 стран договорились создать новую сеть для обмена информацией и совместной работы по борьбе с распространением болезни.

Вирус, который вызывает ASF, не опасен для людей, но его самые вирулентные штаммы смертельны для свиней. От этого заболевания нет вакцины и нет лекарств, поэтому чтобы предотвратить распространение болезни, единственный способ требует уничтожения всех животных на зараженных фермах. Появление вируса в Китае в августе и его неизбежное распространение угрожают разрушительными экономическими потерями для фермеров и нехваткой жизненно важного источника белка для граждан развивающихся стран, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Министерство сельского хозяйства Китая сообщило о новой вспышке, когда проходила встреча в Бангкоке; по данным ФАО, вирус был обнаружен на 18 фермах и бойнях в шести провинциях. Географически участки вспышек широко разбросаны, что указывает на то, что болезнь распространяется именно за счёт поставок свиной продукции.

Вирус также начинает распространяться в Евразии и в Восточной Европе. Болгария сообщила о своей первой вспышке Всемирной организации здравоохранения животных в конце августа. Вирус также был обнаружен в Грузии, России, Польше, Чехии, Румынии и Молдавии. В Европе вирус появляется в основном в загонах на фермерских хозяйствах, и его распространение, вероятно, связано с кабанами. Также, как сообщают специалисты, болезнь может передаваться клещами. В Китае до сих пор вирус появлялся при более крупном коммерческом производстве. Если он распространится на традиционные фермы, он также сможет перепрыгнуть на диких кабанов и стать эндемическим в сельской местности, отмечает Франсуа Роджер (François Roger), эпидемиолог-животновод в Центре сельскохозяйственного исследования международного развития в Монпелье, Франция. Точный риск неясен, так как мало известно о популяциях кабанов в Китае.

[Фото: Science]