7 мая 1755 года прошло торжественное открытие Московского университета – старт большой науки и большого просвещения.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» 

А.С. Пушкин о Михаиле Ломоносове. 

Мы привыкли ассоциировать университет с именем Михаила Васильевича Ломоносова, однако к основанию учебного заведения причастен не только он. Речь о действительном статском советнике, генерале-адъютанте императрицы Елизаветы I, Иване Ивановиче Шувалове. МГУ стал общим делом и результатом дружбы этих двух деятелей.  

Ученый и придворный сановник познакомились в середине XVIII века на почве поэзии, а в 1754-м принялись обсуждать совместный серьезнейший государственный проект – создание в Москве университета. Шувалов объявил Ломоносову решение об учреждении, а тот составил план университета. Сенат утвердил представленные Шуваловым «Доношение» и «Проект об учреждении Московского университета». В день памяти святой Татианы, в 1755 году Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении университета. Так началась новая эпоха. 

Торжественное открытие Императорского Московского университета прошло 7 мая 1755 года – в день годовщины коронации Елизаветы. Местом, где развернулось историческое событие, стало здание «Аптекарского дома» у Воскресенских ворот (на месте Исторического музея). 

Первоначально в университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский – это предусмотрел Михаил Ломоносов в своем плане. Обучение начиналось на философском факультете. Там студенты получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Продолжить можно было, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. 

Отличием Московского университета от университетов Европы стало отсутствие богословского факультета, потому что в России была специальная система образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали свои лекции не только на языке науки — латыни, но и на русском языке. 

В преамбуле указа об учреждении университета указывалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». Во многом это определило стратегию его развития и широкое распространение передовых научных и общественных идей.  

Студентами университета могли стать выходцы из различных сословий, кроме крепостных крестьян. Михаил Ломоносов взял пример с западноевропейских университетов, свободных от принципа сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». 

Поэтому из 26 русских профессоров, которые вели преподавание во второй половине XVIII века, только трое были из дворян. А большинство учащихся были разночинцами. Наиболее способных посылали в зарубежные университеты – так укреплялась связь с мировой наукой.

Московский университет соединил задачи просвещения, науки и культуры. Как метко заметил А.И. Герцен, это превратило его в «средоточие русского образования».

Сейчас Московский университет развивается, оставаясь верным своим традициям. Это крупнейший классический университет России, где обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны. 

МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова считается ведущим научным центром страны. Здесь сформировались крупные научные школы, работали и работают Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России. 

Фото на старнице и на главной странице сайта: Николай Малахин / «Научная Россия»