«Высшее на Востоке: новое качество образования». Источник фото: скриншот трансляции

«Высшее на Востоке: новое качество образования». Источник фото: скриншот трансляции

 

Образовательный и интеллектуальный капитал региона — основа развития успешной экономики. Для Дальнего Востока вопрос качества высшего образования один из наиболее актуальных, т.к. он остается фактором миграционного оттока: растет доля уезжающих учиться в вузы за пределы Дальневосточного федерального округа (ДФО). Как сохранить таланты в регионе, как вовлечь бизнес в повышение качества образования и развитие науки? Эти и другие вопросы эксперты обсудили 6 сентября 2022 г. на сессии «Высшее на Востоке: новое качество образования» на Восточном экономическом форуме.

Модератор встречи, научный руководитель программы поддержки университетов «Приоритет-2030» Андрей Евгеньевич Волков поставил следующие вопросы перед участниками дискуссии: Каковы у общества ожидания от высшей школы? Какую модель образования мы имеем в виду, когда говорим о высшем образовании? Какие меры можно предпринять, чтобы улучшить образование? Он пояснил важность решения этих вопросов следующим аргументом: высшее образование может быть «кадровой фабрикой», бюджетным учреждением, а может быть крупной интеллектуальной компанией, производящей как научное, так и технологическое знание, а студентов обучает «попутно». Таким образом, высшее образование может отвечать на разные запросы, и от выбранной траектории развития будет зависеть и способ его финансирования.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Олегович Чекунов отметил, что о высшем образовании нельзя говорить в отрыве от среднего образования, т.к. многое зависит от того, какие абитуриенты приходят в вузы. «Девять из одиннадцати регионов Дальнего Востока находятся в последней трети рейтинга качества школьного образования России. По математике профильного уровня доля участников экзамена, не преодолевших минимальный порог, за последние три года увеличилась более чем в два раза. Средний тестовый балл [Единого государственного экзамена] снизился и остается существенно ниже среднего по стране». При этом 40% выпускников школ Дальнего Востока поступают в высшие учебные учреждения за пределы ДФО. А.О. Чекунов отметил, что он и заместитель председателя Правительства Российской Федерации Юрий Петрович Трутнев готовы к смелым шагам: предлагать экспериментальные подходы, использовать Дальний Восток как «полигон» для новых идей и подходов, как это было в развитии экономики Дальнего Востока. «Мы убеждены, что только таким образом, ломая стереотипы, пересобирая заново уже устоявшиеся механизмы, мы можем достичь высокого результата. Тогда Дальний Восток как Русская Азия, как регион, граничащий с самыми динамичными странами мира, станет столь же привлекательным в области получения высшего образования, каким он выглядит в области развития экономики», — говорит А.О. Чекунов. 

В.Н. Фальков, скриншот трансляции ВЭФ

В.Н. Фальков. Источник фото: скриншот трансляции

 

Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, отвечая на вопрос модератора «чего не хватает высшему образованию на Дальнем Востоке», выделил несколько пунктов, отмечая, что это относится не только к Дальнему Востоку, но и к высшему образованию в целом. В первую очередь, по мнению министра, российские вузы сегодня отстают по моделям управления. Часто на стратегических сессиях говорят о том, что вузам необходимы ресурсы: финансовые, репутационные и др., но, по мнению В.Н. Фалькова, даже с увеличением этих ресурсов существенных изменений в качестве высшего образования не будет, если не изменить модель управления в университетах и не взглянуть иначе на лидерство и командную работу. Следующий важный критерий для повышения качества высшего образования — наличие ярких и интересных идей. Именно для этого была запущена отдельная программа «Приоритет 2030. Дальний Восток», что связано с удаленностью региона, оттоком кадров в таком объеме, который есть только в этом федеральном округе. В.Н. Фальков завершил свое выступление словами о том, что изменения в высших учебных заведениях не происходят по результатам 2-3 лет, университеты живут длинными циклами, изменения долго формируются и проявляют себя неочевидно. К тому же в вопросах повышения качества высшего образования важна включенность губернаторов, поэтому нужно набраться терпения, правильно расставить приоритеты, и результаты обязательно будут.

Губернатор Камчатского края Владимир Викторович Солодов поблагодарил В.Н. Фалькова за слова о том, что развитие университета — это дело региона. «Совсем недавно это было не так, а сегодня  — это очевидный для всех тезис», — говорит В.В. Солодов. Помимо него на сессии выступили и глава  Республики Саха (Якутия) Айсен Сергеевич Николаев, губернатор Хабаровского края Михаил Владимирович Дегтярев и другие.

 

Запись трансляции доступна к просмотру на сайте Восточного экономического форума 2022 г.