Исследователи из России, Австралии, Аргентины, Великобритании, Италии, Германии, Польши, Португалии, США, Чехии и Южной Африки сформировали план работы по перспективным направлениям, реализация которого должна способствовать сохранению популяций пресноводных двустворчатых моллюсков на разных континентах в ближайшие 10 лет. Российское малакологическое сообщество представляли учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Лавёровский центр, Архангельск).
Полезные, но уязвимые
Моллюски играют исключительно важную роль для пресноводных экосистем: они являются биофильтраторами воды, улучшающими её качество, и живыми индикаторами водной среды. В некоторых регионах мира моллюски служат пищей для людей и животных. Из них делают лекарственные препараты и украшения. Вместе с тем это очень уязвимые существа.
– Состояние многих популяций вызывает опасения в научном мире, а причины вымирания некоторых видов до сих пор остаются загадкой. В Северной Америке из примерно 300 ранее изученных видов 127 уже считаются вымершими или исчезающими. В Европе к такой же категории относятся семь из 16 описанных видов. Например, отмечается снижение численности европейской жемчужницы (Мargaritifera margaritifera). Нужно понимать, как этому противостоять, – констатирует участница экспертной группы, директор Института биогеографии и генетических ресурсов Лавёровского центра Юлия Беспалая.
Автором идеи проведения глобального «круглого стола», посвящённого перспективам сохранения популяций пресноводных двустворчатых моллюсков, был профессор кафедры зоологии Кембриджского университета (Великобритания) Дэвид Олдридж. Первоначально международная группа из 17 специалистов выделила 56 тем, из которых в порядке ранжирования было отобрано 14 наиболее актуальных и соответствующих пяти фундаментальным направлениям:
• аутоэкология;
• популяционная динамика;
• глобальные стрессы;
• разнообразие;
• сохранение экосистем.
Исследователи обозначили множество белых пятен современной малакологии. Учёные констатируют негативную реакцию моллюсков на самые различные изменения в среде обитания: попадание в воду пестицидов, фармацевтических препаратов, патогенных микроорганизмов, изменения температуры среды. Но стандартного набора биомаркеров и других методов диагностики состояния испытывающих стресс моллюсков до сих пор нет.
Известно, что пресноводные моллюски способны поглощать микропластик, но исследователи мало знают о последствиях такого «рациона». Зато установлено, что попадающие в воду лекарства вроде антидепрессантов угнетают репродуктивные функции моллюсков.
Как ни странно, «диета» моллюсков до сих пор вызывает много вопросов. Считается, что моллюски всеядны: они питаются бактериями, водорослями, детритом, зоопланктоном, растворённой органикой. Однако питание и рацион могут существенно различаться в зависимости от вида, стадии жизненного цикла, популяции, климата и т.д. Вместе с тем замечены любопытные закономерности: например, рост моллюсков замедляется, если в их рационе преобладают цианобактерии.
В зависимости от хозяина
Недостаточно изученной оказалась проблема врагов моллюсков. Это не только хищные рыбы, но и паразиты вроде пиявок, а также трематоды, водяные клещи и инфузории, которые, как и лекарства, снижают репродуктивные возможности взрослых особей моллюсков. К слову, в ходе обмена информацией выяснилось, что некоторые виды пресноводных моллюсков подвержены онкологическим заболеваниям.
Для восстановления и увеличения популяций в Европе и Северной Америке широко используется реинтродукция, то есть искусственное выращивание и заселение моллюсков в водоёмы. Однако не все учёные согласны с целесообразностью такого подхода, поскольку существует серьёзный риск заражения паразитами, бактериями и вирусами. Специалисты уверены, что потепление климата влияет на процессы инфицирования и степень ущерба, наносимого моллюскам их сожителями-симбионтами.
Ещё одна угроза – вымирание рыб-хозяев, благодаря которым моллюски питаются и мигрируют на ранней, личиночной стадии развития. К потенциально опасным тенденциям эксперты также относят заселение инвазионных и искусственно выращенных видов рыб. Иногда интродуцирование рыб в водоёмы новых географических зон имеет неожиданные последствия (https://scientificrussia.ru/articles/nekontroliruemoe-rasselenie-iz-yantszy-i-sungari). Пока учёные не получили данных об эколого-физиологической совместимости моллюсков и «новых хозяев» – несвойственных местным водоёмам рыб.
Неизученные тропики
Эксперты обозначили ещё ряд существенных негативных факторов. Так, в период с 1984 по 2015 год исчезло 90 000 кв. км постоянных пресных поверхностных вод и образовалось 184 000 кв. км новых. Это произошло из-за климатических изменений, интенсификации землепользования, отвода речных русел, создания новых водохранилищ и озёр. Тревогу вызывают также строительство инженерных сооружений, дамб, каналов, мелиорация земель, добыча песка и даже восстановление рек.
Разумеется, подобные события не могут не сказываться на популяциях таких малоподвижных представителей фауны, как моллюски: одни виды вымирают, другие – более устойчивые к экологическим изменениям – колонизируют новые водоёмы.
Ещё один российский участник международной группы, директор Лавёровского центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов отмечает неравномерность данных о моллюсках в различных регионах мира.
– Видовое богатство и эндемизм наиболее высоки в тропиках и субтропиках, в Юго-Восточной Азии и Центральной Америке. Но информации о таких центрах биоразнообразия очень мало. Есть факты, говорящие о вымирании некоторых видов. В целом, охранный статус моллюсков, обитающих в тропической зоне, в большинстве случаев неясен. Поэтому необходимо укреплять сотрудничество и обмен информацией для формирования природоохранных проектов и сохранения редких видов, – резюмирует Иван Болотов.
Фото Ольги Аксёновой (ФИЦКИА УрО РАН)
Информация и фото предоставлены пресс-службой ФИЦКИА УрО РАН