Первые люди, поселившиеся в Скандинавии более 10 000 лет назад, оставили свою ДНК в древних жевательных резинках, изготовленных из смолы бересты, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Communications Biology.

В Скандинавии обнаружено мало человеческих костей, которые можно датировать 10 000 лет назад, и не все они сохранили достаточно ДНК для археогенетических исследований. Фактически, ДНК из этих недавно исследованных «жвачек» является самой древней ДНК человека, секвенированной в этой области до настоящего времени. ДНК, полученная от трех индивидуумов - двух женщин и одного мужчины, создает удивительную связь между материальной культурой и генетикой человека.

Древние жевательные резинки на данный момент являются альтернативным источником человеческой ДНК и, возможно, хорошей заменой человеческих костей в археогенетических исследованиях. Исследованные фрагменты получены из Хусеби-Клев - места охоты и рыболовства на западном побережье Швеции в эпоху раннего мезолита. Раскопки мест были сделаны в начале 1990-х годов, но в то время было невозможно вообще проанализировать ДНК древних людей, не говоря уже о нечеловеческих тканях. Жевательные материалы были изготовлены из бересты и использовались в качестве клея в производстве инструментов и других технических средств в каменном веке.

«Когда Пер Перссон и Микаэль Майненен предложили искать ДНК охотников-собирателей в этих жевательных резинках из Хусеби-Клев, мы решились не сразу, но были действительно впечатлены тем, что археологи позаботились во время раскопок и сохранили такой хрупкий материал», - говорит Наталия Кашуба – студентка Упсальского университета, которая выполняла эксперименты в сотрудничестве со Стокгольмским университетом.

«Потребовалась некоторая работа, прежде чем мы получили ошеломившие нас результаты. Мы поняли, что занялись почти криминалистическим исследованием, секвенируя ДНК из этих мастичных комков, которые люди выплюнули на этом месте около 10 000 лет назад!» - говорит Наталья Кашуба.

Результаты показывают, что люди, чья ДНК была обнаружена, имеют близкое генетическое родство с другими охотниками-собирателями в Швеции и с ранними мезолитическими популяциями из Европы ледникового периода. Однако инструменты, изготовленные в этом месте, были выполнены в каменной технологии, привезенной в Скандинавию с Восточно-Европейской равнины - современной России. Этот сценарий культурного и генетического притока в Скандинавию двумя путями был предложен в более ранних исследованиях, и эти древние жевательные резинки показывают связь непосредственно между инструментами, используемыми материалами и человеческой генетикой.

Эмра Кирдок из Стокгольмского университета провела вычислительный анализ ДНК. «Демографический анализ показывает, что генетический состав особей Хусеби-Клев имеет большее сходств с популяциями западных охотников-собирателей, чем восточных», - говорит он.

«ДНК, извлеченная из этих древних жевательных резинок обладает огромным потенциалом не только для того, чтобы проследить происхождение и движение людей в древние времена, но и для того, чтобы дать представление об их социальных отношениях, болезнях и еде», - говорит Пер Перссон из Музея истории культуры в Осло.

«Большая часть нашей истории видна в ДНК, которую мы носим с собой, поэтому мы стараемся искать ДНК там, где мы верим, что сможем ее найти», - добавляет Андерс Гетерстрем из Лаборатории археологических исследований Стокгольмского университета, где проводилась работа.