Крошечные восьминогие беспозвоночные, которых также называют водяными медведями, давно вызывают любопытство ученых своей способностью выживать в самых экстремальных природных условиях. Интерес к ним разделяет и японский молекулярный биолог Кадзухару Аракава. Он обнаружил новый вид беспозвоночных случайно, просматривая образцы мха, которые собрал неподалеку от своего дома. Как он говорит, он часто ищет тихоходок в таких местах, но не ожидал открыть новый вид. Исследователь и его коллеги рассказали об открытии в журнале PLOS One.

Кадзухару пояснил: «На яйцах многих обитающих на суше тихоходок есть выпуклости, шипы и волоски, предположительно, способствующие креплению яиц к поверхности.» Относительно простая поверхность яиц (к примеру, на них нет пор) в совокупности с необычными отростками на них позволили ученым сделать вывод, что обнаруженные тихоходки относятся к новому виду.

Кроме того, они смогли жить и размножаться в лабораторных условиях, что происходит очень редко, а при анализе их генома было обнаружено, что он сильно отличается от генома других тихоходок.

Японские исследователи также выяснили, что найденный вид относится к группе видов, родственных тихоходке M. hufelandi. Более столетия ученые полагали, что представителей именно этого вида, впервые описанного в 1834 году, обнаруживали в совершенно различных местах на разных континентах. Однако затем стало ясно, что это не один вид тихоходок, а целая группа близкородственных видов. Теперь к группе, насчитывающей около 30 представителей, добавилась и описанная в Японии тихоходка M. shonaicus.

[Иллюстрация: D. Stec, K. Arakawa и Ł. Michalczyk/PLOS One]