Исследователи Уральского федерального университета и Института геологии и геохимии им. Заварицкого УрО РАН обнаружили в метеорите Каинсаз включение, содержащее SRC (обогащенные кремнеземом компоненты). Находка уникальная, так как ранее в метеоритах подобного типа таких вкраплений не находили. Подобные включения обнаруживались в обыкновенных хондритах (наподобие челябинского метеорита), но не в углистых.

Образец метеорита в эпоксидной смоле. Фото: пресс-служба УрФУ / Никита Колбасин

«Каинсаз — углистый хондрит типа CO. Крайне интересный с точки зрения исследований, потому что, во-первых, это один из шести зафиксированных в мире случаев падения метеорита подобного типа за все время наблюдений. И, во-вторых, он в некотором смысле наименее измененный углистый хондрит из числа этих падений. С момента своего образования порядка 4,5 млрд лет назад его исходное вещество испытало наименьший водный и тепловой метаморфизм. Если учесть его подтип и то, что он принадлежит к падениям, то, пожалуй, на Земле это единственный такой метеорит», — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории Extra Terra Consortium УрФУ Григорий Яковлев.

За счет того, что вещество, которое изучают физики, наименее измененное, возможно, ученым удастся заглянуть в самый ранний этап развития Солнечной системы и сделать те или иные выводы об условиях того времени.

«Это интересная и неожиданная находка, которую нам еще предстоит изучить и осознать. Мы сможем предположить, какие условия были на родительском теле — предшественнике того астероида, который впоследствии стал этим метеоритом, — говорит Григорий Яковлев. — Сейчас перед нами стоит задача — уточнить связь между обыкновенными и углистыми хондритами, условия их развития и какие условия были на этапе их формирования. На эти и многие другие вопросы нам еще предстоит ответить».

Отметим, углистые хондриты — редкая группа метеоритов, их происхождение связывают с распадом небольших зародышей планет во внешней части пояса астероидов Солнечной системы. На сегодня в международной базе данных зарегистрировано 747 образцов, которые предположительно являются метеоритами типа CO. Однако метеоритов типа CO3, которые были подобраны вскоре после падения, всего шесть. И пока только в Каинсазе нашли обогащенные кремнеземом компоненты.

Каинсаз упал на Землю 13 сентября 1937 года на территории Республики Татарстан (возле села Каенсаз). Во время падения распался на 15 экземпляров общим весом 210 кг. Фрагменты метеорита хранятся в Москве, а также в Санкт-Петербурге, Риге, Вашингтоне, Чикаго и других городах. В УрФУ осколок метеорита передали из музея в Казани.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Уральского федерального университета