Северные сапсаны гнездятся рядом, в похожих тундровых местах, но для зимовки выбирают места от Краснодарского края до экваториальной Африки. Международная группа ученых, среди которых специалисты Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, выяснили, что дальше всех улетают птицы, у которых имеется крохотный участок ДНК, гены ADCY8  и CREB, отвечающие за долговременную память.

Сапсан включен Международную Красную Книгу, Красную книгу России и Свердловской области: ученые выясняют, какие факторы влияют на численность популяции птиц.  С 2008 года исследователи изучают северный подвид сапсанов, эти птицы гнездятся в тундре, а зимовать улетают в теплые края от Европы до юго-восточной Азии.

Ученые поймали и прикрепили спутниковые передатчики на 56  сапсанов. Устройства проследили пути миграций птиц на места зимовок в течение нескольких лет. Оказалось, что арктические сапсаны летят к местам зимовки на расстояние от 2 до 11 тысяч километров, преодолевая до 1200 км за сутки. Из года в год сапсаны летают одними и теми же маршрутами и не меняют места гнездования и зимовки. При этом места гнездования у птиц схожи, но зиму они проводят в разных ландшафтах: от прибрежных болот до пустынь и степей, а также осваивают сельскохозяйственные угодья и городские районы в Багдаде, Дели, Сурбае.

Ученые сделали вывод, что разница в дальности перелетов возникла в результате эволюции и закрепилась в генах сапсанов. Особи, у которых есть гены ADCY8 и CREB, способны запомнить более длинный путь и могут улетать на зимовку дальше сородичей. Генетические изменения возникли у соколов под влиянием естественного отбора, который зависит от перемен климата на протяжении тысяч лет. Изменения климата сдвигали и места размножения, и пути миграции сапсанов.

В результате климатических изменений, арктическим сапсанам приходится гнездиться все севернее. В ближайшие 50 лет население арктических сапсанов может существенно сократиться, а в Европейской части и вовсе исчезнуть на гнездовании – такие прогнозы дают ученые.

Исследования миграции сапсанов может помочь в разработке точных прогнозов для популяций других уязвимых видов, таких как кречет.

Иллюстрация: bonumopus / ru.123rf.com