Ученым позволят модифицировать зародыши человеческих эмбрионов, предназначенные для имплантации в утробу, чтобы избавить ребенка от опасных генетических болезней, такие как серповидно-клеточная анемия или муковисцидоз. Технологии редактирования генома серьезно усовершенствованы и готовы для использования на людях при соблюдении определенных ограничений. Такой вывод сделан в отчете Национальных академий наук, техники и медицины США, сообщает Nature.

Отчет подготовлен по итогам саммита национальных академий США в 2015 году, где обсуждался широкий контекст научных, этических, законодательных и патентных вопросов вокруг редактирования человеческого зародыша.

В принципе опрос участников показал общее мнение, что редактировать геном человека нельзя, за исключением очень тяжелых случаев, когда никакое другое лечение невозможно. Авторы отчета подчеркнули, что для улучшения человека — усиления интеллекта или развития суперспособностей — редактирование генома не должно быть использовано.

Наука вполне может делать генетически-модифицированных детей, полагает Алта Чаро (Alta Charo), биоэтик из Университета Висконсина-Мадисона и соруководитель отчета. В последние годы ученые шагнули вперед в понимании и предотвращении вариантов, при которых техники редактирования генома, такие как CRISPR, вызывают непредвиденные мутации. Это необходимое условие для начала использования таких методов модификации человеческого эмбриона. «До сих пор мы говорили только гипотетически, и большинство людей решили, что мы просто никогда это не сможем. Мы не говорим, что вы должны или обязаны, но мы говорим, что если вы сможете соответствовать этим критериям, то это допустимо», — цитирует Чаро издание.

В отчете есть и рекомендации на будущее. «Мы вполне осознаем, что медицинский туризм — это глобальный факт», — говорит Чаро. Она допускает, что как только редактирование человеческого генома доказало свою эффективность, врачи в странах, где мало ограничений и потенциально небезопасно, могут начать изменять эмбрионы и имплантировать их пациенткам. В США не хотелось бы видеть такой сценарий, а полный запрет на ГМ-детей может усугубить проблему.